Управленческая компетентность педагога как результат повышения квалификации
Анализ профессионального стандарта «Педагог» показал, что современный педагог (учитель средней школы) знает «классические положения школьной дидактики в интеграции с теоретическими концепциями специальной области», «основы психологии общения и профессиональной коммуникации»; умеет «работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия», «вовлекать обучающихся в систему дополнительного образования» [1].
Профессиональный стандарт выдвигает новые требования к квалификации педагога, следовательно, требует от него соответствующей подготовки к осуществлению управленческой деятельности.
Под управленческой деятельностью педагога мы понимаем организацию педагогом образовательной деятельности учащихся, направленную на достижение требуемых результатов деятельности учащихся.
Выделим основные компоненты подготовки педагога к осуществлению управленческой деятельности в рамках системы повышения квалификации.
Теоретическая компонента. Эффективное осуществление управленческой деятельности требует от учителя глубокого знания управляемых объектов и процессов, законов управления. Его подготовка включает в себя изучение научных основ управления образовательными системами, методологии управления, функций и методов управления в образовании, принципов управления, понятий педагогического менеджмента и его особенностей, основ информационной деятельности, в том числе, с применением ИКТ и пр.
Практическая компонента управленческой подготовки направлена на формирование готовности к осуществлению управления образовательным процессом. Основным методом обучения при управленческой подготовке учителя является метод проектов. Разрабатываемые в ходе подготовки проекты педагогов есть не что иное, как модель их будущей управленческой деятельности, построение которой способствует овладению управленческой технологией. Основным направлением работы в такого рода подготовке является разработка проекта решения конкретной педагогической проблемы, включающая описание этапов управленческой деятельности педагога.
Личностная компонента. Для решения организационно-управленческих задач педагогу необходимы определенные личностные качества, такие, как: способность к коммуникации, мастерство устной и письменной речи; уверенность в себе и самообладание; самоконтроль и др. Многими необходимыми личностными качествами педагог уже владеет, а задача
подготовки – эти качества актуализировать и продемонстрировать их значение в процессе управления образовательным процессом.
Эффективное осуществление управленческой деятельности невозможно также без развития мотивации специалиста к ее исполнению. Условием формирования и развития мотивации является такая организация управленческой подготовки педагога, которая раскрывает перспективы его профессионального развития и общественную значимость его управленческой деятельности.
Результатом подготовки учителя в системе повышения квалификации является формирование и развитие его управленческой компетентности. Основными компонентами управленческой компетентности педагога являются: знания, лежащие в основе выбора способа осуществления управленческой деятельности; умения и опыт успешного осуществления необходимых управленческих действий; личностные качества педагога.
Определение понятия управленческой компетентности педагога, компоненты его профессиональной подготовки, направленной на формирование данной компетентности являются элементами авторской модели формирования управленческой компетентности педагога в условиях системы повышения квалификации [2].
Особенностью процесса повышения квалификации в настоящее время является необходимость его осуществления без отрыва от основной профессиональной деятельности, что требует новых технологий реализации образовательного процесса, например, дистанционных. Применение дистанционных образовательных технологий в рамках подготовки на курсах повышения квалификации позволяет слушателям проходить обучение в удобном для себя режиме, создает комфортные условия для их образовательного процесса, а также расширяет географию слушателей.
Информационное обеспечение курса базируется на виртуальной образовательной среде. Возможности системы позволяют на протяжении всего учебного периода анализировать самостоятельную учебную деятельность каждого слушателя и своевременно оказывать ему необходимую методическую поддержку, тем самым повышая уровень усвоения представленного материала [3].
Таким образом, в результате реализации данной модели повышения квалификации слушатели смогут продемонстрировать обладание большинством из них управленческой компетентностью на уровне, необходимом для осуществления системного управления образовательным процессом и дальнейшего совершенствования своей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Приложение к приказу Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» №133 от 8 июня 2017 года Профессиональный стандарт «Педагог».
2. Разумовский В.А. Формирование управленческой компетентности педагогических кадров//Педагогика.-2012.-№5.-с.107-109.
3. Разумовский В.А. Применение дистанционных образовательных технологий в управленческой подготовке педагогических работников//Педагогическая информатика.-2013.-№2.-с.41-48.
Автор:
Рахимжанова Г.К.,
к.ф.н., доцент, заведующий кафедрой «Менеджмент и информационные технологии»
ИПКПР по Туркестанской области и г.Шымкент