Формирование ценностных компетенций учащихся через учебную деятельность
В образовательном процессе Назарбаев Интеллектуальных школ реализуется принцип единства обучения и воспитания.
Эти ценности, как жизненные ориентиры, позволяют учащимся стать гармонично развитой интеллектуальной личностью:
Уважение
Сотрудничество
Открытость
Гражданская ответственность
Обучение на протяжении всей жизни
Ценностная ориентированность программы направлена на усиление роли воспитательного компонента в образовательном процессе через создание благоприятных условий и доброжелательной атмосферы для развития личности учащихся.
Учителя-предметники ежедневно на уроках формируют у учащихся школьные ценности через содержание и форму уроков. Для формирования ценностей используют интерактивные формы и методы: создание проблемных ситуаций, портретную характеристику героев, интервью, мини-исследовательские работы и презентации, групповую работу, элементы дискуссий и дебатов.
Часто используемая учителями-предметниками на уроках групповая и, в частности, творческая работа, позволяет ученику выявлять свою индивидуальность, согласовывая при этом свои интересы и действия с действиями и интересами группы. Учащихся учится делиться, сотрудничать, помогать, творить сообща, развивает своё воображение и творческие навыки, приобретает уверенность в себе и, самое главное, проживает конкретную ценность на практике, в действии.
Педагогические подходы часто используемые учителями языковых дисциплин способствуют активному включению ученика в творчество и открывают новые возможности самовыражения и усилению самостоятельности. В целом на уроках литературы у учащихся развивается умение осознавать ценность других литератур и других культур, умение ценить национальную и мировую литературу как части мирового культурного наследия. Развитие коммуникативных навыков учащихся, а именно участие в дискуссиях на основе прослушанного или прочитанного текстов, построение устного высказывания на заданную тему приводит к социализации личности, то есть проводится воспитание граждан способных эффективно взаимодействовать в различных сообществах и в различной форме, где учащийся уверенно выражает собственное мнение как в общении со сверстниками, так и с учителями.
Важнейшим условием становления гражданского общества является умение его членов вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты. Детей необходимо научить жить в современных условиях с наименьшими моральными и материальными потерями, научить их жить без агрессии.
И здесь важным является изучение детьми иностранных языков, которые представляют для этого огромные возможности. Ведь подобные уроки являются уроками общения. В процессе обучения дети овладевают техникой общения, речевым этикетом, приобретают навыки диалогического и группового общения. Обсуждая различные темы в паре или группе, ребята учатся быть речевыми партнёрами, т.е. слушать и слышать товарища. В конечном итоге, умение общаться лежит в основе всего: организации производства и общественных отношений, сферы управления и сферы обслуживания, в основе семейных отношений и отношений между народами.
Общение на уроках иностранного языка происходит как бы в двух сопряжённых плоскостях, в диалоге двух культур – родной и культуры страны изучаемого языка. Именно это является наиболее важным: ведь ни один школьный предмет не имеет таких широких возможностей воспитывать учащихся в духе интернационализма, как иностранный язык.
Воспитывать учащихся интернационалистами – значит воспитывать в них уважение к другим народам, воспитывать в них чувство солидарности с другими народами, формировать толерантность. Воспитывая в учащихся чувство интернационализма, терпимость к людям другой национальности, возможно одновременно воспитать в них и патриотизм, так как уважение к другим народам обязательно предполагает уважение к своему народу.
Каждая тема урока по истории и КСМ (Казахстан в современном мире) дает возможность обратиться к проблеме общечеловеческих ценностей. Например, на уроке о моральном выборе человека, о добре и зле учитель может предложить ученикам определить черты доброго человека, такие как справедливость, милосердие, здравый смысл, умеренность, правдивость, щедрость, прилежание, доблесть, терпимость, уважение к чужим чувствам и мнениям.
Глобальные перспективы и проектная работа новый предмет и существует множество взглядов на его практическую значимость, которая заключается в умениях применить полученные знания на занятиях в процессе обучения и изучения материалов других предметов, а также подготовить ученика к будущей исследовательской работе.
Исходя из учебной программы по предмету, на которой строится учебный процесс, Глобальные перспективы и проектная работа призывает молодежь взаимодействовать со всеми представителями социума и принимать активную позицию глобальных граждан в быстро меняющемся мире. Исследуя различные точки зрения по глобальным вопросам, они бросают вызов, мысля более глубоко и расширяя свой кругозор. Критический анализ аргументов и доказательств заставляет молодых людей задуматься о своих собственных точках зрения и воспитывает понимание перспектив других людей.
При быстром социальном, экономическом и научно-техническом прогрессе, и растущей глобализации, существуют значительные глобальные вопросы, которые влияют на людей и народы повсюду. Многие из этих вопросов имеют потенциал, чтобы сформировать образ нашей жизни и будущее планеты; например, изменение климата, урбанизация, влияние новых технологий, миграции и мирового неравенства. Глобализация также означает, что люди из всех народов стали взаимозависимыми и разделяют ответственность, отвечая на эти вопросы.
Поэтому предмет ГППР направлен на подготовку молодых людей к будущей жизни в качестве активных граждан мира, исследуя вопросы глобального значения и развитие навыков критического мышления, научных исследований, используя фактические данные и коммуникацию.
ГППР требует от учащихся готовность к исследованиям и сбору информации и доказательств, используя различные методы из целого ряда различных источников и от людей. Перспективы должны быть межкультурными на индивидуальном, местном, национальном и международном уровне.
Уважение разнообразия и различий во мнениях, терпимости и сочувствия являются важнейшими ценностями, которые будут разработаны в ГППР. Они могут быть применены к взаимоотношениям на личных, групповых и культурных уровнях.
Развитие этих ценностей и установок поможет учащимся конструктивно участвовать во всех аспектах жизни общества. Это особенно важно в более разнообразных, мультикультурных и глобализированных общинах.
Роза Битаева
заместитель директора по ВР, учитель истории
Назарбаев Интеллектуальной школы