» » Международное сотрудничество как ресурс развития образовательной системы

Международное сотрудничество как ресурс развития образовательной системы

Статья опубликованная в рубрике "Лучшая информационная статья" в рамках республиканских конкурсов «Лучшая информационная статья» и «Лучшая педагогическая статья».
Организаторы: Информационно-аналитический центр «Рухани жаңғыру», Информационное агентство «EDUNEWS.KZ».

Международное сотрудничество как ресурс развития образовательной системы
В условиях глобализации долгосрочную конкурентоспособность страны предопределяет, в первую очередь, образование, поэтому стремление интегрироваться в мировое образовательное пространство, освоить лучшие зарубежные стандарты и педагогические технологии отвечает интересам как государства, так и отдельно взятой школы. Последние десятилетия стали для Казахстанско-Российской школы-гимназии №54 имени И.В Панфилова периодом интенсив-ного поиска новых концептуальных идей, путей развития новых педагогических технологий, методов, форм обучения и воспитания, способствующих по-вышению качества образования. Положительный потенциал казахстанской образовательной системы, задачи, стоящие перед системой общего среднего образования, распределенное лидерство в управлении школой и процессом обучения определяют следующие основные направления работы школы:
 деятельность по внедрению программ обновленного содержания образования;
 развитие информационной среды школы;
 построение новой модели воспитания;
 совершенствование внутришкольной системы повышения квалификации педагогов.
В связи со стремительно меняющимися реалиями современного общества новой созидающей силой развития школы стало международное сотрудниче-ство.
С 2009 года наша гимназия сотрудничает с Открытым Молодежным Уни-верситетом (далее ОМУ), образованным в 2004 году при Томском Университете Систем Управления и Радиоэлектроники. Учащиеся гимназии обучаются со-временным информационным технологиям по программам ОМУ и обеспечены учебно-методическими комплексами, которые состоят из учебного пособия, интерактивного электронного учебника, контрольно-измерительных материа-лов для проведения текущего и итогового контроля.
В дальнейшем это плодотворное сотрудничество приобрело новое содержа-ние: преподаватели гимназии повышают свою квалификацию в дистанционных обучающих семинарах, вебинарах по использованию цифровых образовательных ресурсов.
Конкурентное преимущество школ, находящихся в режиме развития - организация коучингов, конференций от районного до международного уровня. За последние годы школа не раз открывала свои двери для педагогов республики и иностранных гостей. В 2011 году школа приняла участие в международной конференции стран СНГ по теме «Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в повышении качества образования». На конференции была представлена информационная составляющая системы управления гимназии и продукты автоматизации учебного процесса: база дан-ных, автоматизированное место завуча, электронный журнал.
В 2011 году решением Российской академии образования и ОМУ наша гим-назия получила статус базовой школы по формированию информационно-коммуникационных компетентностей школьников.
История школы получила мощный импульс развития научно-исследовательской деятельности в 2011 году, когда мы стали одним из организаторов молодежного фестиваля «Цифровой бум» в Казахстане. Это масштаб-ное мероприятие с участием школ не только города Алматы, но и других городов Республики. Перечень конкурсов, проводимых в рамках фестиваля разно-образен, и дает возможность реализовать свой творческий потенциал каждому ребенку и показать продукт личной функциональной грамотности. Целью этого фестиваля является не только подведение итогов по предмету информатика, но и приобретение коммуникационных навыков, развитие социального интеллекта, сплочение коллективов разновозрастных групп, учителей и родителей. С 2017 года фестиваль приобрел статус международного, поскольку в нем приняли участие российские школьники из ОЧУ «Газпромшкола» г. Москва. В 2018 году мы планируем расширить географию этого мероприятия через участие гимназии Нового Уренгоя, лицея г. Ухта (Россия), Европейской школы имени Л. Толстого (Берлин, Германия).
Ярким показателем распределенного лидерства и заинтересованности каждого педагога в успешной деятельности школы является появление новых ав-торских проектов, которые из творческой инициативы превращаются в направление деятельности гимназии, охватывающее огромное количество людей. Таким проектом стало совершенствование материальной базы гимназии силами учащихся и учителей. Кабинеты, коридоры, рекреации школы оформлены стендами - зачетными работами по информатике.
В 2014 мы запустили еще один проект международного сотрудничества с ОМУ - внедрение программы по внеурочной деятельности «Мир моих интересов» для учащихся начальных классов. Каждый год обучения наполнен своими интересными темами, работой на портале, созданием творческих проектов, уча-стием в конкурсах и олимпиадах. В ответ на серьезные вызовы общества воспитательные задачи, которые призвана решать школа, также быстро обновляются. Школа нуждается в новой идее воспитания, а воспитание учащихся всегда нелегкий процесс. Одной из программ воспитания духовных ценностей и гражданственности через развитие межнационального сотрудничества является «Детская образовательная дипломатия на пути к культуре мира». Эта программа является продолжением и раз-витием последовательно разработанных и реализованных коллективом гимна-зии и партнерами программ гражданско-патриотического воспитания, которыми мы занимаемся на протяжении пятнадцати лет. Программа ставит перед собой следующие образовательные и воспитательные цели:
 развитие межкультурной коммуникации и содействие укреплению мира в безопасности народов;
 позитивная социализация, успешное вхождение в общество, формирование установок гражданской культуры;
 воспитание у молодёжи убеждённости в необходимости использования средств дипломатии как единственно возможного пути решения конфликтов в современном мире;
 воспитание патриотизма и гордости за свою родину. Международное сотрудничество в этом направлении основано на взаимо-действии учащихся и педагогов гимназии со школами-партнёрами, высшими учебными заведениями Российской Федерации, Кыргызстана, Индии, Германии и Японии, а также с местными органами власти и учреждениями культуры, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Формы сотрудничества самые разнообразные: слёты, форумы, встречи, культурно-образовательные обмены, конкурсы, онлайн-конференции. Участие детей в данных мероприятиях – это бесценный опыт – опыт дружбы, поддержки, сози-дания, сотворчества. Важнейшим направлением программы «Детская образовательная дипломатия на пути к культуре мира» является гражданско-патриотическое воспитание школьников, память о героических и трагических страницах общей истории. С 2008 года гимназия является базовой площадкой по реализации программ гражданского воспитания. В 2013 году установлены связи со средней школой №6 города Бишкек, в 2015 году – со средней общеобразовательной школой №3 города Петровск. Эти
школы носят имя героя И. В. Панфилова, как и наша. Мы имеем общие школь-ные традиции, общие памятные даты. В советские времена популярной формой развития патриотизма было Панфиловское движение. Инициатива возрождения движения принадлежит Орен-бургу, где 24 октября 2015 года стартовала Международная Вахта Памяти «Нас миллионы панфиловцев!». Инициатор проведения Международной Вахты памяти - общественная организация «Содружество народов Евразии». Общерос-сийское общественное движение «Бессмертный полк России» поддержал эту инициативу и выступил организатором Слетов Панфиловских школ, в которых принимали участие от Казахстана учащиеся нашей школы в 2016 и 2017 году. В течение года учащиеся школ, носящих имя генерала Панфилова, принимают участие в онлайн-конференциях, телемостах и флешмобах. Так, 20 ноября 2017 года состоялось грандиозное событие - церемония посвящения в юные панфиловцы. Необычным было то, что это мероприятие началось одновременно в двадцати двух панфиловских школах СНГ в Москве, Волоколамске, Биш-кеке. На протяжении пяти лет в нашей гимназии проводятся церемонии открытия и официального подведения итогов Республиканского литературно-исторического конкурса «Письмо с фронта». Учредителями конкурса выступа-ют Консульство Российской Федерации в Алматы, представительство Россо-трудничества в Республике Казахстан, Ассоциация учителей русских школ Ка-захстана. Тематика конкурса разнообразна и всегда приурочена к памятным да-там Великой отечественной войны. Самым продолжительным и наиболее плодотворным на сегодняшний день является сотрудничество с ОЧУ «Газпромшкола» г. Москва, которое затрагивает, пожалуй, все сферы деятельности нашей гимназии: от дружеских визитов до осуществления совместных образовательных и социальных проектов. В 2016 году в рамках Международной Вахты Памяти «Нас миллионы панфиловцев!» учащиеся нашей гимназии передали Штандарт ученикам Газпромшколы в Москве. Во время визита детской делегации из Москвы наши учащиеся организовали для гостей экскурсию в Музей Боевой Славы, познакомили с призерами Международного конкурса «Письмо с фронта». Таким образом, незабвенный подвиг героев Великой Отечественной Войны сблизил детей, которые исторически оказались гражданами разных государств. А в 2016 году на основе тесно-го международного взаимодействия в школе был реализован прорывной проект «Казахстанско-Российские онлайн новости 54». В новостях освещаются школьные события, происходит общение детей разных стран. При социализации че-рез идею детской образовательной дипломатии происходит не простая трансля-ция ценностей, а включение детей в конкретную деятельность. С обретения суверенитета Республикой Казахстан прошло более 25 лет. За эти годы основной упор был сделан на формирование благоприятной внешней среды и стабильное развитие страны на основе политического и экономическо-го сотрудничества со всеми странами ближнего и дальнего зарубежья. Дипло-матические отношения между Японией и Казахстаном имеют немаловажное значение не только в области ядерного разоружения, реализации совместных
экономических проектов, но и в области образования и науки. Претворяя в жизнь наказы Президента о поддержке японско-казахстанских инициатив, мы расширяем сферы своего сотрудничества через участие наших детей в совместных научно-исследовательских проектах. В 2017 году делегации из числа уча-щихся и учителей гимназий г. Алматы и России посетили образовательную си-стему университета «Токай», которая является одной из крупнейших общеобразовательных и исследовательских организаций в Японии и во всем мире. Казахстанским учащимся было очень почетно представлять Республику и защи-щать свои научные проекты в зале, где был с дружественным визитом и выступал наш Президент. Работы детей на научно-практической конференции были посвящены истории Казахстана и экологии. Ученики нашей гимназии показали не только хорошее владение английским языком и знание тем, но и выступили с музыкальными номерами перед учащимися высшей школы Таканавадай. На май 2018 года запланирована казахстанско-российско-японская научно-практическая конференция на базе ОЧУ Газпромшколы г. Москвы. Второй год педагоги и учащиеся гимназии принимают участие в Междуна-родном научно-образовательном проекте «Смысл жизни и судьба. Как постро-ить собственное будущее». Организаторами мероприятия выступает Психоло-гический институт Российской академии образования и наша гимназия. В рам-ках международного сотрудничества заключены договора с высшими и сред-ними учебными заведениями г. Москвы и Санкт-Петербурга. Научным руково-дителем проекта выступает педагог-психолог школы, учащиеся ежегодно пред-ставляют результаты своей работы на молодежной секции Международного симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме». Работы детей получили высокую оценку таких ученых-психологов как Г. Мори (Австрия), А. Мелик-Пашаев (Россия), а также московских и санкт-петербургских коллег. Еще один фактор, влияющий на качество образования – это правильный отбор преподавательских кадров и постоянное повышение квалификации учи-телей. Эти вопросы решаются на уровне государства через внедрение разнооб-разных образовательных программ для работников системы образования, со-здание единого информационного пространства сетевого взаимодействия учи-телей и коллективов организаций образования и хорошо продуманную систему повышения квалификации. Но мы делаем акцент на обучение учителя на рабо-чем месте. Для расширения диапазона профессионального общения в гимназии третий год проводится Марафон открытых уроков. Основная цель данного ме-роприятия - демонстрация лучших образцов педагогической деятельности. Та-кой формой повышения квалификации мы обязаны ОЧУ «Газпромшкола» г. Москва. Этот формат профессионального развития учителя приводит в строгую систему все аспекты работы учителя, позволяет интегрировать в свою деятель-ность творческие приемы, апробированные другими учителями. Сильным мо-ментом профессионального развития на рабочем месте является поддержка коллег и дружелюбная коррекция деятельности, выбранных методов и педаго-гических техник. Марафон предполагает не разовое посещение уроков данного учителя, а изучение его профессиональной деятельности в развитии.
Особый вид повышения квалификации на разных уровнях представляет участие педагогов школы в научно–методических семинарах, круглых столах, конференциях, тренингах. На семинарах и дискуссионных площадках появля-ется возможность обсуждать актуальные проблемы и задачи современного об-разования: применение новых технологий в обучении, совершенствование си-стемы подготовки кадров и дополнительного профессионального образования, инновационное развитие дополнительного образования, повышение междуна-родной академической мобильности. В октябре 2016 года наши учителя приняли участие в IV съезде учителей и работников образования государств-участников Содружества Независимых Государств «Инновации современной образовательной среды государств-участников СНГ как фактор повышения качества и доступности образования», который проходил в Москве и был приурочен к 25-летию создания СНГ. Зада-чи, стоящие перед участниками Съезда, включали анализ и выработку единого подхода к образовательному процессу СНГ, обмен научно-педагогическим опытом, предпринимаемыми инновационными шагами в сфере образования, формирование механизма взаимодействия стран СНГ в области подготовки высококвалифицированных кадров для различных отраслей экономик государств-участников СНГ. Уже третий год педагоги нашей школы принимают участие в Международном семинаре экспертов в сфере образования «Управление качеством образования». В 2015 году мы делились опытом работы по теме «Организация вос-питательной работы», в 2016 - «Профессиональный стандарт педагога: вопросы и ответы», в 2017 – «Персональная ответственность руководителя за создание хорошей школы». Итог этой работы – включение директора в Международный клуб директоров. Таким образом, можно сказать, что масштабное и многоцелевое международное сотрудничество способствует развитию школы по всем направлениям ее деятельности: от обучения учащихся и педагогов по зарубежным программам, участия их в международных образовательных, социальных и гражданских проектах до совершенствования работы психологической и методической службы и структуры управления гимназии.

Карамендинова Гульнара Мауткановна, директор КГУ «Казахстанско-Российская школа-гимназия №54 имени И.В. Панфилова», г. Алматы, Республика Казахстан,
Попова Наталья Вячеславовна, заместитель директора по профильному обучению КГУ «Казахстанско-Российская школа-гимназия №54 имени И.В. Панфилова», г. Алматы, Республика Казахстан.

Лента новостей

Архив новостей

«    Сентябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930