Воздух. Погода
Статья опубликованная в рубрике "Лучшая статья" в рамках республиканских конкурсов «Лучшая информационная статья» и «Лучшая педагогическая статья».
Организаторы: Информационно-аналитический центр «Рухани жаңғыру», Информационное агентство «EDUNEWS.KZ».
Цель урока: Обобщение и закрепление знаний учащихся о воздухе и погоде.
Задачи:
- Закрепить и систематизировать материал о воздухе и погоде; показать красоту природы через выполнение объёмной работы в технике бумагапластика;
- Развитие познавательного интереса, наблюдательности, речи учащихся, памяти, творческих способностей;
- Воспитание бережного отношения к природе, обогащать нравственно-эстетические чувства
Тип урока: интегрированный ( познание мира, трудовое обучение)
Оборудование: облачка, картины «Времена года», музыка «У природы нет плохой погоды»,
Ребусы, картон, цветная бумага, клей
Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая
Ход урока.
I. Создание положительного эмоционального настроя
- В народе говорят: улыбка красит человека. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям, пожелаем всего самого хорошего и успешной работы.
-Итак, ребята, внимание!
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём сейчас урок!
II. Введение в тему
А) Разгадайте ребусы и вы узнаете тему урока: воздух, погода
Б) Сообщение темы и цели урока
III. Работа по теме урока
- Воздух.
Есть на земле Невидимка, каждому приходилось иметь дело с ним. Вы его не видите, но знаете, что он тут, вы ощущаете его прикосновение. Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста. Вы идёте по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Если вы видите, что листочки вдруг срываются с места и начинают путешествовать, можете твёрдо быть уверены, что их несёт Невидимка. Чем чаще люди имели с ним дело, тем лучше узнавали его привычки и повадки. Отгадайте, кто это Невидимка? Можно ли найти такое место на Земле, где нет Невидимки? (воздух)
А) – А что такое воздух?( это смесь газов, которая не имеет запаха и цвета)
Б) – Давайте вспомним состав воздуха ( составление кластера на доске)
(Дети по одному выходят к доске и находят облачко с правильным ответом, прикрепляют к схеме –азот, кислород, углекислый газ, водяные пары, водород, медь)
- Молодцы!
В) Групповая работа.
На листе составить кластер о свойствах воздуха
( без запаха, без вкуса, бесцветный, прозрачный, плохо проводит тепло, тёплый воздух легче холодного, упругость, поддерживает горение, заполняет все пространство)
Обсудить результат работы.
Г) – А сейчас каждый из вас получит вопрос, вы должны будете прочесть вопрос, и сказать о каком свойстве воздуха идёт речь?
1к. Почему при ударе мяч отскакивает от пола? (упругость)
2к. Что происходит с объёмом воздуха при нагревании? (расширяется, увеличивается)
3к. Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись ? (Между перьями птиц находится воздух, а воздух обладает плохой теплопроводимостью и поэтому тепло от птицы лучше сохраняется и птицы не так сильно мерзнут)
Д) – Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
Проблемный вопрос
- Возможна ли жизнь на Земле без воздуха? (Без воздуха вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была бы лишь безжизненным небесным телом)
-А почему? (Солнечные лучи света сожгли бы все живое на Земле)
- Что нас защищает от прямых Солнечных лучей? (Воздушный слой – щит Земли. – Атмосфера)
-Что означает слово Атмосфера? (С греч. –атмос- «пар», сфера – «шар»)
1. Строение атмосферы( рассказывают по схеме слоев атмосферы)
Е) Охрана воздуха.
-Голубизна неба или облачность зависят от воздушного слоя. Чем толще воздушная оболочка, тем голубее небо. Голубое небо радует и вдохновляет человека. Поэтому необходимо сохранять воздушную оболочку Земли.
-Что загрязняет воздух?
1.фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу
2.автомобили выделяют отработанные газы, в которых много вредных веществ
3. пожары, извержения вулканов
4.загрязнение земли непереработанным мусором.
- Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым?
(ответы детей)
Сейчас немало делается для охраны воздуха:
1.На предприятиях работают установки, улавливающие пыль и сажу, ядовитые газы.
2. Разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.
3. Используют источники энергии, не связанные со сжиганием каменного угля, древесины. Это солнечная энергия, энергия воды и ветра.
4.Растения не зря называют «зелёными лёгкими планеты». Озеленяются населенные пункты. 4 больших дерева могут в течение суток обеспечить одного человека необходимым для его дыхания объёмом кислорода. 1 тополь выделяет столько кислорода, сколько 3 липы, 4 сосны или 7 елей. К тому же, тополь очень неприхотлив.
2) Погода.
Проблемный вопрос
- Что еще зависит от состояния воздуха? (погода)
-Что такое погода? (это состояние воздуха в данной местности в данное время)
Игра «Продолжи…»
-А какая бывает погода? Продолжи
То тёплая, то… (холодная)
То тихая, то… (ветреная)
То ясная, то … (пасмурная)
То сухая, то… (дождливая)
- Назовите основные составляющие погоды (Составление кластер на доске)
( температура воздуха, облачность, осадки, ветер, атмосферное давление)
- Чем заканчиваются новости на телеканале? (прогнозом погоды)
-Что такое прогноз погоды? ( это научное предположение о будущем состоянии погоды)
-Где ещё можно узнать прогноз погоды? (по радио, газете, в Интернете)
-Кто наблюдает за погодой? (метеорологи)
-Кто предсказывает погоду? (синоптики)
-Кому нужно знать погоду? (рыбаки, геологи, путешественники, садоводы, полеводы, строители, учёные. Всем!)
Народные приметы.
- Какие народные приметы вы знаете? (ответы детей)
IV. Динамическая пауза
V. Трудовое обучение
1) Звучит отрывок из песни «У природы нет плохой погоды»
- О чём говорится в песне? (любое время года надо благодарно принимать)
- Каждое время года по своему красиво, загадочно и притягательно, а состояние воздуха влияет на природу.
-Какой воздух бывает в разное время года?
- Мы сегодня выполним работу, которая покажет, как воздух влияет на природу
2) Выполнение объёмной работы в технике бумага – пластика (дети заранее сделали заготовки – листья –сердечки разных цветов и размеров, соответствующих временам года)
«Дерево» зимой, весной, летом и осенью.
Назвать время года каждого «дерева» на казахском языке .
Ученики выбирают свое любимое время года и самостоятельно выполняют работу.
3)Выставка работ учащихся.
VI. Итог урока. Рефлексия «Лесенка успеха»
-Желаю вам хорошей погоды в вашей семье, в школе!
VII. Домашнее задание: написать мини - сочинение о явлении природы.
Татьяна Степанова,
КГУ «Октябрьская средняя школа»
учитель начальных классов
Северо-Казахстанская область
Район имени Магжана Жумабаева