Воздух. Погода

Статья опубликованная в рубрике "Лучшая статья" в рамках республиканских конкурсов «Лучшая информационная статья» и «Лучшая педагогическая статья».

Организаторы: Информационно-аналитический центр «Рухани жаңғыру», Информационное агентство «EDUNEWS.KZ».



Цель урока: Обобщение и закрепление знаний учащихся о воздухе и погоде.

Задачи:

  • Закрепить и систематизировать материал о воздухе и погоде; показать красоту природы через выполнение объёмной работы в технике бумагапластика;
  • Развитие познавательного интереса, наблюдательности, речи учащихся, памяти, творческих способностей;
  • Воспитание бережного отношения к природе, обогащать нравственно-эстетические чувства

Тип урока: интегрированный ( познание мира, трудовое обучение)

Оборудование: облачка, картины «Времена года», музыка «У природы нет плохой погоды»,

Ребусы, картон, цветная бумага, клей

Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая

Ход  урока.

I. Создание положительного эмоционального настроя

- В народе говорят: улыбка красит человека. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям, пожелаем всего самого хорошего и успешной работы.

-Итак, ребята, внимание!

Вновь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём сейчас урок!

II. Введение в тему

А) Разгадайте ребусы и вы узнаете тему урока: воздух, погода

Б) Сообщение темы и цели урока

III. Работа по теме урока

  • Воздух.

Есть на земле Невидимка, каждому приходилось иметь дело с ним. Вы его не видите, но знаете, что он тут, вы ощущаете его прикосновение. Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста. Вы идёте по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Если вы видите, что листочки вдруг срываются с места и начинают путешествовать, можете твёрдо быть уверены, что их несёт Невидимка. Чем чаще люди имели с ним дело, тем лучше узнавали его привычки и повадки. Отгадайте, кто это Невидимка? Можно ли найти такое место на Земле, где нет Невидимки? (воздух)

А) – А что такое воздух?( это смесь газов, которая не имеет запаха и цвета)

Б) – Давайте вспомним состав воздуха ( составление кластера на доске)

(Дети по одному выходят к доске и находят облачко с правильным ответом, прикрепляют к схеме –азот, кислород, углекислый газ, водяные пары, водород, медь)


- Молодцы!

В) Групповая  работа.

На листе составить кластер о свойствах воздуха

( без запаха, без вкуса, бесцветный, прозрачный, плохо проводит тепло, тёплый воздух легче холодного, упругость, поддерживает горение, заполняет все пространство)

Обсудить результат работы.

Г) – А сейчас каждый из вас получит вопрос, вы должны будете прочесть вопрос, и сказать о каком свойстве воздуха идёт речь?

1к. Почему при ударе мяч отскакивает от пола? (упругость)

2к. Что происходит с объёмом воздуха при нагревании? (расширяется, увеличивается)

3к. Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись  ? (Между перьями птиц находится воздух, а воздух обладает плохой теплопроводимостью и поэтому тепло от птицы лучше сохраняется и птицы не так сильно мерзнут)

Д) – Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.

Проблемный вопрос

- Возможна ли жизнь на Земле без воздуха? (Без воздуха вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была бы лишь безжизненным небесным телом)

-А почему? (Солнечные лучи света сожгли бы все живое на Земле)

- Что нас защищает от прямых Солнечных лучей? (Воздушный слой – щит Земли. – Атмосфера)

-Что означает слово Атмосфера? (С греч. –атмос- «пар», сфера – «шар»)

1. Строение атмосферы( рассказывают по схеме слоев атмосферы)

Е) Охрана воздуха.

-Голубизна неба или облачность зависят от воздушного слоя. Чем толще воздушная оболочка, тем голубее небо. Голубое небо радует и вдохновляет человека. Поэтому необходимо сохранять воздушную оболочку Земли.

-Что загрязняет воздух?

1.фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу

2.автомобили выделяют отработанные газы, в которых много вредных веществ

3. пожары, извержения вулканов

4.загрязнение земли непереработанным мусором.

- Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым?

(ответы детей)

Сейчас немало делается для охраны воздуха:

1.На предприятиях работают установки, улавливающие пыль и сажу, ядовитые газы.

2. Разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.

3. Используют источники энергии, не связанные со сжиганием каменного угля, древесины. Это солнечная энергия, энергия воды и ветра.

4.Растения не зря называют «зелёными лёгкими планеты». Озеленяются населенные пункты. 4 больших дерева могут в течение суток обеспечить одного человека необходимым для его дыхания объёмом  кислорода. 1 тополь выделяет столько кислорода, сколько 3 липы, 4 сосны или 7 елей. К тому же, тополь очень неприхотлив.

2) Погода.

Проблемный вопрос

- Что еще зависит от состояния воздуха? (погода)

-Что такое погода? (это состояние воздуха в данной местности в данное время)

Игра «Продолжи…»

-А какая бывает погода? Продолжи

То тёплая, то… (холодная)

То тихая, то… (ветреная)

То ясная, то … (пасмурная)

То сухая, то… (дождливая)

- Назовите основные составляющие погоды (Составление кластер на доске)

( температура воздуха, облачность, осадки, ветер, атмосферное давление)

- Чем заканчиваются новости на телеканале? (прогнозом погоды)

-Что такое прогноз погоды? ( это научное предположение о будущем состоянии погоды)

-Где ещё можно узнать прогноз погоды? (по радио, газете, в Интернете)

-Кто наблюдает за погодой? (метеорологи)

-Кто предсказывает погоду? (синоптики)

-Кому нужно знать погоду? (рыбаки, геологи, путешественники, садоводы, полеводы, строители, учёные. Всем!)

Народные приметы. 

- Какие  народные приметы вы знаете? (ответы детей)

IV. Динамическая пауза

V. Трудовое обучение

1) Звучит отрывок из песни «У природы нет плохой погоды»

- О чём говорится в песне? (любое время года надо благодарно принимать)

- Каждое время года по своему красиво, загадочно и притягательно, а состояние воздуха влияет на природу.

-Какой воздух бывает в разное время года?

- Мы сегодня выполним работу, которая покажет, как воздух влияет на природу

2) Выполнение объёмной работы в технике бумага – пластика (дети заранее сделали  заготовки – листья –сердечки разных цветов и размеров, соответствующих временам года)

«Дерево» зимой, весной, летом и осенью.

Назвать время года каждого «дерева» на казахском языке .

Ученики выбирают свое любимое время года и самостоятельно выполняют работу. 

3)Выставка работ учащихся.

VI. Итог урока. Рефлексия «Лесенка успеха» 

-Желаю вам хорошей погоды в вашей семье, в школе!

VII. Домашнее задание: написать мини - сочинение о явлении природы.


Татьяна Степанова,

 КГУ «Октябрьская средняя школа» 

учитель начальных классов

Северо-Казахстанская область

Район имени Магжана Жумабаева

26 апрель 2018 г. 945 0

Лента новостей

Уважаемые коллеги!

07 ноябрь 2022 г. 12 103 0

Архив новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031