РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ АРГУМЕНТАТИВНОГО ЭССЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Одним из важных коммуникативных навыков для предметов гуманитарных наук является способность написания правильно структурированного эссе. Учителями Назарбаев Интеллектуальной школы Международного Бакалавриата г. Астаны было проведено исследование «Развитие коммуникативных навыков написания аргументативного эссе в основной школе». Оценивание в форме эссе – это один из частых видов оценивания в системе международного бакалавриата в Основной Школе. Особенно данный навык необходим в Дипломной программе, где два из трех основных экзаменов проводятся в виде написания эссе. В ходе исследования учителя выявили проблему, заключающуюся в следующем: каждый раз перед написанием констатирующей работы в виде эссе, учителям необходимо обучать структуре эссе. До сегодняшнего дня не было эффективной модели структуры эссе, поэтому учащиеся были вынуждены постоянно адаптироваться под требования каждого предмета по отдельности. При этом терялось основное понимание структуры эссе, которое влияло на текущую оценку по критериям – С (коммуникация) и D (критического мышление).
Учителя Всемирной истории начали работу по «Исследованию в действии» в октябре 2018 года, где учениками 10-х классов была написана первая суммативная работа в виде эссе.
В результате оценивания данной работы учителя всемирной истории на параллели обнаружили проблему - низкие оценки по критериям C и D, что послужило поводом для дальнейшего исследования и улучшения коммуникативных навыков. В ходе исследования учителями были использованы метод “анализа” работ учеников по структуре эссе и метод “опроса” среди учеников и учителей. После анализа работ было обнаружено, что 65% из учеников набрало менее 5 баллов из 8 по шкале, что повлияло на решение провести первый опрос по первому циклу.
Один опрос был проведен среди учеников 9 и 10 классов до внедрения общей структуры эссе, в результате чего 50 % опрошенных учеников написали, что структура эссе в целом схожа со структурой эссе на других предметах, однако большинство из них показали незнание требований по каждой части эссе. Второй опрос для выявления проблем был проведен среди учителей гуманитарных наук, где большая часть затруднилась ответить на вопрос: Насколько структура эссе по вашему предмету схожа со структурами эссе предметной группы “Гуманитарные науки”. Это говорило о том, что учителя не владели информацией по структуре эссе в других предметах.
Во время этапа “Действие” учителя всемирной истории разработали серию уроков обучения структуре эссе. Каждый урок был посвящен обучению написания отдельной части эссе (вступление, аргументирование, заключение), в конце которого ученики выполняли формирующее задание, для того чтобы учитель понял насколько ученики освоили навык написания отдельной части эссе. Финальное формирующее задание было проведено перед констатирующей работой. Ученикам было отведено время для самостоятельного написания развернутого ответа на вопрос следуя структуре эссе. После написания ответа, ученики выполнили самооценивание по примеру ответа, показанному учителем. В конце урока учителем были даны комментарии по часто допускаемым ошибкам в структуре эссе. В середине ноября у учеников девятых и десятых классов была проведена констатирующая работа по Всемирной истории, результаты которых оправдали ожидания исследования первого цикла.
Рефлексия базировалась на анализе результатов констатирующих работ учеников 9 и 10 классов было выявлено, что более 60% учеников набрало 5 баллов и выше из 8-балльной шкалы. Учителя провели опрос среди учащихся насколько они чувствуют себя увереннее при написании эссе после тщательных подготовок на уроках, их составило 70% учеников, а также такое же количество считают, что структура эссе действительно отличается от структуры эссе других предметов. После получения результатов опроса было решено приступить ко второму циклу исследования, чтобы устранить проблему отличия структуры эссе между другими предметами гуманитарных наук.
Для второго цикла исследования были использованы результаты, полученные на стадии “рефлексия”. Для устранения проблемы по отличию структуры эссе внутри предметной группы было запланировано провести сессию профессионального развития и участие на планированиях формативных и суммативных работ. Таким образом, в стадии “Действие” была проведена сессия в середине декабря с участием всех лидеров предметной группы, где участники были ознакомлены с эффективной моделью структуры эссе.
В январе 2019 года каждый из исследователей участвовал в планировании формативных и суммативных работ предметов экономики, географии, социальных наук и истории Казахстана. По итогам проведения констатирующих работ по структуре эссе вышеуказанных предметов, было выявлено 40% работ с оценкой выше 5 баллов. В феврале результаты составили 70% соответственно. Результаты рассматривались по критерию С (коммуникация), что в итоге повлияло на рост оценок по критерию D (критическое мышление).
Улучшая коммуникативные навыки написания аргументативного эссе, исследование повлияло на повышение результатов учеников на сегодняшний день внутри предметной группы “гуманитарные науки” в основной школе. Таким образом мы устранили проблему слабого понимания структуры эссе у этих учеников основной школы при обучении в дипломной программе. Исследование в действии в перспективе на 2019-2020 академический год будет продолжено как “Исследование влияния письменных навыков на общие результаты по “другим предметным группам” основной школы и адаптация модели структурного написания письма”.
Список использованной литературы:
Altrichter, H., & Gstettner, P. (1992). Action Research: A closed chapter in the history of German school science. Educational Action Research, 1, p. 329-360.
Corey, Stephen M. (1953). Action research to improve school practices. New York: Bureau of Publications, Teachers College, Columbia University, p. 161
Koran J. (2014). What is Action research. Retrieved from https://www.slideshare.net/joh5700/what-is-action-research-41469513
Lewin, K. (1946). Action research and minority problems. J Soc. Issues 2 (4): 34-46
Menter, I., Eliot, D., Hulme, M., Lewin J. (2011). A Guide to Practitioner Research in Education, 1: SAGE Publications Ltd, p. 280
Суханинская У. И. Анализ приемов, способствующих успешному написанию эссе // Школьная педагогика. — 2016. — №1. — С. 57-60. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/19/548/
Годовой отчет автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» за 2014 год. Электронный доступ: http://www.nis.edu.kz/ru/about/reports/?id=3749
Стратегия развития автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» до 2020 года. Электронный доступ: http://www.nis.edu.kz/ru/about/str-doc/
Жансая Абдрашитова, Медет Байжаканов,
Учителя всемирной истории
филиал «Назарбаев Интеллектуальная Школа города Нур-Султан
АОО «Назарбаев Интеллектуальные Школы»