Зимующие птицы

 


Цель:  формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним.

Задачи: 

образовательная: Расширять представления детей о зимующих птицах, учить различать зимующих птиц по внешнему виду; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки. Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц.

развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, речь.

воспитательная:  воспитывать интерес и бережное отношение к пернатым.

Билингвальный  компонент: птицы-құстар , снегирь-суықторғай, синица-сарышымшық, сорока-сауысқан, голубь-кептер(көгершін), дятел-тоқылдақ

Материалы и оборудование:  Слайд "Птицы", слайд  «Загадки про зимующих птиц», мнемотаблица,  разрезные картинки; загадки о птицах, д/игры «У кого какой голос?», «Птицы в кормушке», "Птичья столовая";  круги "Эйлера" , кормушки.

Ход урока:

Мотивационно-побудительный

1.Круг радости:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу  улыбнемся.

Влево, вправо повернулись

И друг другу улыбнулись

Начинаем день с улыбки

Все получиться у нас!

2.Повторение пройденного материала. Отгадать загадку:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, круглолица.

Как махнула рукавом-

Все покрылось серебром!

О чем эта загадка? - О зиме.

 Что за тройка прилетела? -Три зимних месяца.

Назовите их- Декабрь, январь, февраль

 Какой сейчас зимний месяц ?-январь

 Какие природные явления мы наблюдаем? -Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа

А что бывает только зимой? -Снег

Как одеваются  люди зимой?

Какие пословицы и поговорки вы знаете о зиме?

Зима не лето, в шубу одета.

Береги нос, в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит...

Организационно-поисковой

3.А сегодня мы будем говорить о  ком, узнаете отгадав загадку.

Из яйца я родилась

В перышках пушистая

Подросла и поднялась

В небе сине-чистое

Два крыла и клюв стучится

Угадали? Это.....  (птица)

4.Беседа о птицах. Каких вы птиц знаете? (Ответы детей)

  Птицы- это удивительные существа. Все тело у них покрыто перьями, дышат они легкими и выводят детенышей, откладывая яйца. У них есть клюв, но нет зубов. По величине птицы бывают разные. Есть птицы очень большие и крошечные. Самая большая птица- африканский страус. Высота страуса 2 метра 74 см.Самая маленькая, как бабочка или стрекоза- это колибри. Птица-муха-вес 1,6 г.,длина-5,7 см.Птицы бывают домашние, дикие, перелетные и зимующие,  водоплавающие.

- Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края. Почему они улетают? А какие эти птицы? Назовите  перелетных птиц.(ласточка, лебедь, грачи, скворец...)

Но не все птицы улетают, есть и такие, которые не улетают, остаются с нами зимовать.

- Как называют этих птиц?- зимующие птицы

- Почему они остались?

5.  Работа с кругами Эйлера . 

Детям раздаю картинки с изображениями птиц.- Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому кругу вам нужно подойти.


                       Птицы              

перелетные

Домашние


1.Домашние

2.Перелетные

водоплавающие

зимующие


 3.Зимующие

 4.Водоплавающие

- Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц нашей местности, но чтобы было понятно, о какой птице вы рассказываете, сначала отгадайте загадки , опишите ее внешний вид, чем питается, где обитают?

6.Сначала дети отгадают загадки про птиц и начинают исследования синицы, снегиря, дятла, воробья, голубя, вороны, сороки. 

Абзал:  Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев.

Елдар: Очень любит сырое мясо. Свои гнезда устраивают в дуплах мелких птиц, дятлов. Синички уничтожают столько насекомых, сколько весят сами.

Ерасыл:  Спозаранок скачут птицы

                  По заснеженным ветвям

                  Желтогрудые синицы

                  Прилетели в гости к нам.

Алим:  Это снегирь. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды, рябины.

Айару:  Алой кисточкой заря

               Красит грудку снегиря,

               Чтоб в морозы и  в пургу

               Не замёрз он на снегу.

Гулназ: Это дятел. Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. У дятла самый длинный язык. Является лесным доктором.

Куаныш: Дятел–доктор лесного царства,

                  Дятел лечит без медикаментов.

                  Лечит липы, клёны, ели,

                  Чтоб росли и не болели.

Санжар:  Это сорока. Сорока всеядная птица. Голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.

Ильсияр: Не сидит она на месте,

                  На хвосте разносит вести.

                  Может, в них также немного прока.

                  Но горда собой сорока.

Это голубь. Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Окраска перьев у голубей различна.

Мансур: Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.

Баубек: Кто воркует во дворе?

               Крылья, словно в серебре,

               Ходит очень важно,

               Не боится даже.

               Можно близко подойти,

               Не свернет смельчак с пути.

7.А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.(игра с мячом)

-У человека дети, а у птиц.... (птенцы)

-У кошки шерсть, а у птиц....( перья)

-У собаки нос, а у птиц....(клюв)

-У человека руки, а птиц....(крылья)

-Заяц бегает, а птицы....(летают)

-Корова мычит, а птицы...

Включаю аудиозапись"Голоса птиц"

Пение каких птиц вы услышали?(Дети подражают голосам птиц)

-Ребята, оказывается, что разные птицы  произносят звуки по - разному. Вот, например: Гуси гогочут

8.Игра "У кого какой голос?"

 кукушка -кукует, сова -ухает, сорока- стрекочет, соловей -поет, голубь -воркует...

9.Физкультминутка

Птички  прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки  птички  собирают. ("клюют")

Перышки  почистили,

Клювики  почистили (изображают)

Птички летают, птички поют (машут руками)

Зернышки клюют(наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели( улетают, садятся)

10. Групповая  работа . Составление рассказов-описаний о птицах  с помощью мнемотаблицы:

    1.Название птиц

    2. Где живет?

      -в лесу, возле реки (дикая)

      -рядом с человеком (домашняя)

    3.Размер:

      -большой;

      -маленький

   4.Цвет перьев

   5.Длина и форма хвоста:

    -длинный;

    -средний;

    -короткий;

    -пышный.

  6.Размер клюва:

   -прямой;

   -изогнутый.

  7.Чем питается?

  8.Значение в жизни человека, в природе.

 Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

     -Ребята, кто же сможет помочь  голодающим птицам?

     -Люди

     -Правильно, птицам на помощь  должны прийти люди

11.Игра «Птицы в кормушке»

-Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы .  (берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая  услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (садят птицу на кормушку).

«Мы кормушку смастерили,

 Мы столовую открыли

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.»

12.Дидактическая игра "Птичья столовая"(на столе на блюдцах -семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины)

   Учитель: Что мы положим в кормушку? Уберите лишнее, что птицы есть не будут.  У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.

- Вот задание команде девочек.

- А вот задание команде мальчиков.

Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.

- Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение

Рефлексивно-корригирующий

13.Игра «Кто спрятался?»

14.Закрепление: Коллективный опрос.

Викторина

В воде купался сухим остался (гусь)

Его называют лесным доктором? (дятел)

Самая  большая птица в мире? (африканский страус)

Самая крошечная птица? (колибри)

У какой птицы самый длинный хвост? (сорока)

Как называется «птичья столовая»?  (кормушка)

Сказка о невзрачном птенце, в который вырос и стал прекрасной птицей?(Гадкий утенок)

Какие бывают птицы? Назовите зимующих птиц.

15.Итог занятия:

Учитель: О каких птицах говорили? Молодцы, ребята! Вы много узнали о зимующих птицах, о кормушках, какой корм можно в нее положить. Вы настоящие друзья птиц!

По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

"Спасибо вам великое!"


Алиева Сагыныш Кудияровна,

я/сад №38 «Шаттық»

учитель русского языка

г. Астана 



20 апрель 2018 г. 7 854 0

Архив новостей

«    Июнь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930