» » Новые методики при обучении биологии в старшей школе

Новые методики при обучении биологии в старшей школе

Интеграция содержания и преподавания языка ставит перед преподавателем ряд вопросов и проблем. Самые большие проблемы заключаются в том, чтобы включить развитие как предметных, так и языковых знаний и навыков учащихся (двойная направленность), отбор и адаптацию материалов для соответствия конкретному учебному контексту, а также разработку различных видов учебных действий для достижения целей CLIL: устную передачу предметного содержания, разработку стратегии прослушивания и чтения, а также для поддержки письменного контекста. (Bentley 2011: 57). Крайне важно тщательно спланировать урок CLIL с учетом контекста CLIL и целей и задач обучения, применяя структуру 4Cs: содержание (предмет), общение (изучение и использование языка), познание (процессы обучения и мышления) и культура (межкультурное взаимопонимание и глобальное гражданство) (Coyle, Hood & Marsh 2010, 41). 4Cs Framework - это теоретическая основа, которая может способствовать поддержанию баланса между языком и содержанием.     

При проведении уроков в 11-12 классах были выявлены следующие проблемы: трудности при объяснении биологических процессов на английском языке, затруднения при описании и объяснении данных таблиц и графиков, вопросов высокого уровня сложности. При проверке рабочих листов по практическим и лабораторным работам учащиеся допускали ошибки при написании отчетов по проведенным экспериментам.

Цель исследовательской работы: определение приемов и методов, которые окажут необходимую поддержку учащимся при развитии академического языка предмета биологии на втором языке.  

Методы исследования:

  • Наблюдение на уроках;
  • Анкетирование;
  • Интервьюирование;
  • Сбор и анализ данных.

Для выявления наиболее эффективных приемов обучения было проведено вводное анкетирование. На вопрос испытываете ли Вы трудности при изучении Биологии на английском языке большинство учащихся ответило «нет», так как все учащиеся имели разговорный английский на высоком уровне.

При ответе на вопрос какие трудности Вы испытываете при выполнении письменных и устных заданий, учащиеся отметили, что при описании и объяснении процессов и явлений им не хватает терминологического словаря по предмету. Кроме того, учащиеся отметили, что взаимообучение (работа в группах, парах) помогает более доступному усвоению материала.

При изучении раздела «Growth and Development» темы «Gametogenesis» были разработаны задания, направленные для развития внимания и памяти. Для этого был составлен Рабочий лист с немой схемой по гаметогенезу. Вначале учащимся предлагался видеоролик о гаметогенезе, затем они должны были подписать готовую схему поэтапного процесса с использованием ключевых терминов по данной теме. После заполнения и проверки схем, учащиеся в парах провели взаимообучение, описывая и объясняя все этапы данного процесса, критерием при оценивании было использование академического языка. Для оценивания усвоения материала на этапе проверки домашнего задания следующего урока каждый учащийся самостоятельно составлял по памяти полную схему гаметогенеза, после этого учащийся с высоким уровнем подготовки объяснял процесс всему классу, после чего учащиеся провели самооценивание и работу над ошибками.

При прохождении темы «Гаметогенез у растений» было использовано моделирование. Учащиеся, распределенные в малые группы по уровню подготовленности собирали модели женского и мужского гаметофитов.

Проведенное интервьюирование показало, что данный метод помогает усвоению наиболее сложных тем всеми учащимися класса. Учащиеся в дальнейшем, используя созданные модели могут достаточно легко воспроизвести пройденный материал, используя трудно запоминающиеся термины.

При изучении раздела «Growth and Development» темы «Stem cells» были разработаны Рабочие листы, которые включали дифференцированные задания. Анализ ответов учащихся по данной теме показал, что некоторые из них испытывают затруднения при ответе на вопросы высокого порядка, им необходимо время на обдумывание, поддержка учителя или более сильных учащихся.

Для развития функциональной грамотности при изучении темы «Gene regulation in Prokaryotes and Eukaryotes» была организована работа с текстом. Учащиеся самостоятельно изучали стадии регуляции экспрессии генов у прокариот и эукариот. Данная тема содержит много специфических терминов и понятий, которые являются трудными для усвоения. Перед учащимися была поставлена задача: изучить текст и составить по нему схему регуляции генов у данных организмов. Затем учащиеся в группах обсудили данную тему, после этого представитель с каждой группы объяснил процесс, используя академический язык. Наблюдение за учащимися во время урока показало, что  самостоятельное изучение темы с последующим обсуждением в группах, где более сильные учащиеся объясняли наиболее сложные вопросы данной темы и закрепление на уровне всего класса оказывает положительный эффект на всех учащихся класса.

Сравнение результатов учащихся 12 класса внешнего суммативного оценивания в буквенном обозначении за 2016-2017 и 2018-2019 г.г. показало рост результатов учащихся.

Отвечая на вопросы анкеты, проведенной в конце учебного года учащиеся, отметили, что данные приемы и методы помогли лучшему запоминанию и воспроизведению биологических понятий и терминов, процессов при выполнении заданий внешнего суммативного оценивания.

Исходя из вышеизложенного, наибольший эффект при достижении целей обучения на уроках дают следующие приемы:

Моделирование;Различные приемы для запоминания терминологии, глоссарий;«Тихое письмо»;Самостоятельная работа с текстом с последующим составлением схем, диаграмм;Заполнение «немой» схемы.

Однако использованные методы более эффективны при дифференцированном подходе с учетом познавательных особенностей учащихся. Например, для кинестетиков более приемлемыми методом является метод моделирования, а для учащихся словесно образного мышления лучше использовать работу с текстом с последующим выполнением заданий; работа с терминами и заполнение «немой» схемы можно применять для всех учащихся. Для выявления этих категорий учащихся были использованы результаты исследований проведенных психологической службой школы. Полученные данные используются учителями предметниками во время планирования деятельности на уроках. 

Список использованных литературы:

  1. Coyle, Hood & Marsh. The Need for The Need for Content and ontent and Language Integrated  Learning earning (CLIL) Development. - https://www.unifg.it/sites/default/files/allegatiparagrafo/22-01-2014/nowak_the_need_for_clil_development.pdf (20. 04. 19.).
  2. Лиз Дейл Вибо ван дер Эс Рози Таннер. CLIL Skills  // Expertisecentrummvt ICLON, Universiteit Leiden Postbus 905 2300AX, Лейден. 2010.
  3. Ториков В.Е. Резунова М.В. Предметно – языковое интегрированное обучение (CLIL)  в высшей школе. - https://cyberleninka.ru/article/n/predmetno-yazykovoe-integrativnoe-obuchenie-clil-v-vysshey-shkole (2.05.19).
  4. Азимова А.А. Чалданбаева А.К. Преимущества подхода CLIL в современном биологическом образовании  // Общественноe объединение «Общественная академия ученых Кырзызской Республики» (Бишкек).
  5. Kelly, Keith. CLIL in Natural Science Subjects: language and task.

  6. Petra Benesova. Teaching Biology through the CLIL Method.

  7. Kakenov, R. (2017). Teachers’ Experiences of Using CLIL in Kazakh Language Classrooms.\

Авторы:

Мусагулова Бахыт Рашитовнаучитель биологии

Отыншеева Лариса Карасаевнаучитель биологии 

Назарбаев Интеллектуальная школа 

физико–математического направления г. Кокшетау

17 октябрь 2019 г. 30 195 0

Лента новостей

Уважаемые коллеги!

07 ноябрь 2022 г. 12 418 0

Архив новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930