» » Индивидуальный подход в обучении английскому языку

Индивидуальный подход в обучении английскому языку

     В статье рассматриваются научно-методические аспекты использования индивидуального подхода в процессе изучения иностранного языка. Проанализированы пути совершенствования рассматриваемого процесса в педагогической теории и практике. Выявлены особенности преподавания с использованием индивидуального подхода, описаны методы развития мотивации и использования различных приемов и методов повышения квалификации учеников, основанных на индивидуализации обучения иностранному языку.

Ключевые слова: обучение иностранным языкам, индивидуальный подход в обучении, индивидуализация обучения

Важной целью обучения иностранному языку является научить ученика применять свои знания в повседневной жизни. Мотивация в этом случае очень важна, потому что только хорошо мотивированный ученик способен эффективно учиться, независимо от оценок, которые он получает за хорошо выполненную работу, независимо от мнения окружающих о себе и своих знаниях. Хорошо мотивированный ученик начинает развивать желание самостоятельно, без внешнего давления приобретать знания, а затем применять их на практике. Но не хватает учеников с высоким уровнем мотивации, с желанием самостоятельно приобретать знания. Для решения этой проблемы мы определили наиболее значимые методы повышения мотивации при изучении иностранного языка. Можно выделить несколько факторов, повышающих мотивацию: уровень заинтересованности учащихся в достижении успеха, положительные эмоции в процессе изучения иностранного языка, ощущение успеха, познавательный интерес, положительные результаты, внутренняя и внешняя мотивация. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Таким образом, чрезвычайно важен уровень обеспокоенности учеников качеством обучения и их желание добиться успеха в изучении иностранного языка. Раньше именно эта озабоченность и стресс отрицательно сказывались на образовательной активности студентов, однако практика обучения показывает, что легкое беспокойство приносит пользу, оно мобилизует ученика, заставляя его прилагать все усилия, чтобы добиться успеха. Кроме того, опыт преподавания иностранных языков показывает, что чувства и эмоции в процессе обучения также имеют большое значение. Объем усилий, прилагаемых к обучению, зависит от того, что чувствует ученик в классе. Преподаватель должен создать благоприятную атмосферу в классе, создать для учащегося условия для успеха. Энтузиазм позволяет достичь высоких результатов, а если учебная деятельность имеет положительные эмоции, то является дополнительным мотивирующим фактором для новых, более интенсивных занятий. Чувство успеха, по мнению психологов [1], также играет большую роль. Чем больше ученики добиваются успеха в учебной деятельности, тем больше вероятность того, что они выполнят новые задачи. Даже если риск неудачи высок, те ученики, которым удалось выполнить свои задачи в прошлом, продолжают пытаться, и чем чаще они терпят неудачу, тем меньше они готовы рисковать снова, такие ученики часто попадают в группу "немотивированных". Поэтому учитель должен применять индивидуальный подход и делать задачи так, чтобы они были выполнимы для каждого ученика.

Эти три фактора оказывают совокупное влияние. Большое внимание следует уделять развитию когнитивного интереса учащихся к изучению иностранного языка. Существует два способа развития этого качества. Первый — это привлечение материалов из жизни учащегося, использование примеров из его собственной жизни, положительные отзывы о его работе в классе и его способностях. Второй способ - вызвать интерес - выделить что-то новое и интересное из огромного количества материалов. Ничто не может оставаться новым долгое время, преподаватель должен уметь использовать рефлекс внимания, чтобы за это время обучить ученика материалу, и чтобы этот материал стал иметь для него самостоятельное значение. Знание результатов — это своего рода обратная связь, которая помогает ученикам узнать о своих успехах или неудачах. Мотивация будет возрастать, если ученики будут знать результаты своей работы, конкретную информацию о том, что нужно изменить или исправить, модифицировать. Положительные результаты особенно поощряют и стимулируют их. Внешняя и внутренняя мотивация, принимая во внимание все вышеперечисленные факторы, способна повысить качество образования. Внешняя мотивация, в основе которой лежат факторы внешнего мира, выражается в различных формах поощрения: оценка, похвала, угроза, результат (свидетельство, медаль), переход к внутренней мотивации, основанной на личных желаниях и потребностях учащихся (удовлетворение процессом и результатами, потребность в самосовершенствовании, желание учиться новому и т.д.).

Учитель должен знать о стимулах, которые резонируют с мотивационными факторами и могут стимулировать учащихся. Такие стимулы включают в себя: стимулирование доверия, стимулирование интереса (для того чтобы задачи учащихся приобрели интересный статус, они должны быть легко понятны как сильным, так и слабым учащимся), стимулирование значимости (преподаватель должен выделять все важные моменты, указывая на их важность в конкретной задаче), стимулирование контроля (обеспечивает стимулирующую учебную ситуацию, поощрение учеников к систематической подготовке своих заданий, следованию всем указаниям учителя, упражнениям), стимулирование ответственности (создает ответственное отношение к обучению, учитель может пробудить эту ответственность, возлагая на ученика некоторые обязанности по работе в группе), стимулирование времени (ученики должны быть ограничены во времени для развития "чувства времени"). Одновременное использование стимулов делает процесс обучения интересным, а образовательный рабочий процесс - продуктивным. Развивая мотивацию, учитель может перейти от интуитивного и случайного выбора педагогических приемов к использованию мотивационных факторов в учебной деятельности. В конечном счете, учащиеся перейдут от чисто внешней мотивации к внутренней. Со временем успех учащихся обеспечит преподавателю более высокую внутреннюю мотивацию и, как следствие, устойчивый профессиональный рост. Далее, пути повышения внутренней мотивации студентов. Исключить награды и призы за правильно выполненные задания, ограничить их только оценкой и похвалой. Приучить студентов к анализу и сравнению собственных результатов и достижений. Ситуацию конкурса можно переключить на игровую деятельность. Старайтесь не навязывать воспитательных целей, групповая работа со студентами по разработке целей и задач может оказаться более эффективной. Также необходимо помнить, что наказание за неправильное решение проблемы - крайняя и наименее эффективная мера, которая всегда вызывает отрицательные эмоции и влияет на отношение студента к учебной деятельности. Постарайтесь по возможности избегать установления временных ограничений, так как это не только подавляет творческий потенциал, но и препятствует развитию внутренней мотивации. Необходимо обеспечить соответствие учебной деятельности не только возрастным возможностям, но и оптимальный уровень сложности, поощрять проявление навыков и компетентности учащихся. Отрегулируйте уровень сложности задания, каждый раз увеличивая его, чтобы дать учащимся право выбора, не ограничивая их свободу. Предпочтительно выбирать учебные задания с элементом новизны, способствующим формированию внутреннего интереса к процессу их выполнения.

Для успешной академической работы в преподавании иностранного языка важно иметь представление о реальном уровне развития самостоятельности, мотивации, знаний и навыков студентов по данному предмету. Преподаватель должен знать и учитывать уровни мотивации:

- высокий - характеризуется высокой образовательной активностью, желанием выполнять все поставленные задачи, меньше зависит от жестких требований и стандартов при ответе на вопросы, такие студенты учатся с удовольствием, они руководствуются внутренними мотивами;

- среднее - позитивное отношение к школе, но школа привлекает больше во внешкольный период, такие дети хорошо себя чувствуют в школе, но часто ходят в школу, чтобы пообщаться с друзьями и учениками; внутренняя мотивация таких учеников формируется в меньшей степени, чем у учеников с высоким уровнем мотивации;

- низкая - ученики с низкой мотивацией неохотно посещают школу, предпочитают пропускать занятия, имеют значительные трудности в учебной деятельности, внутренняя мотивация практически не формируется.

Компонентами сложного процесса изучения иностранного языка являются внеклассные и классные занятия. В то время как внеклассная (домашняя) работа является необходимой подготовительной стадией языка, классная работа — это этап речи, который логически завершает формирование речевых навыков. Необходимость выполнения домашних заданий обусловлена формированием навыков самостоятельной работы и подготовки учащихся к самообразованию. Часто домашняя работа остается вне поля зрения исследователей, ее значение в процессе обучения недооценивается и ей не уделяется должного внимания. Причины такой ситуации - низкая эффективность, педагогические и психологические ошибки организации и контроля домашнего задания. Типичные задачи домашнего задания до сих пор носят воспроизводящий характер, направлены только на закрепление и пересмотр материала, усвоенного в классе. Между тем, как отмечает Б. Окон [2], в зависимости от цели домашнее задание можно разделить на несколько групп:

а) приобретение новых знаний;

б) укрепление ранее усвоенного материала;

в) развитие навыков и умений;

г) развитие самостоятельности и творчества учащихся.

Как показывает практика, отсутствие индивидуального подхода к обучению учащегося, к определению объема и цели домашнего задания является важным фактором, снижающим мотивацию к выполнению домашнего задания основательно. Домашнее задание в этом случае не только не приносит пользы, но даже вредно. Необходимость индивидуального подхода вытекает из самой природы домашнего задания, домашнее задание полностью зависит от индивидуальных особенностей, способностей, организации и уровня самостоятельности учащихся.

В образовательной практике происходит нарушение преподавателями стандартов максимальной загрузки учеников. Часто учителя просто не задумываются о многообразии особенностей и возможностей домашнего задания, не осознают своей роли и значения в сфере образования и воспитания, дают большое количество домашних заданий. Однако такой подход к выполнению домашних заданий не приносит пользы. Он приводит к перегрузке, потере интереса к академической работе и, как следствие, к внутреннему противодействию тому, что она должна быть выполнена. А отсутствие организованного домашнего задания приводит к тому, что ученики его не выполняют. "Часто не хватает времени на объяснение домашнего задания, на него отвечают в спешке. Учителя редко помогают ученикам справиться с проблемами, с которыми они могут столкнуться во время выполнения домашнего задания, они не указывают пути их преодоления. В результате домашнее задание часто бывает неконтролируемым и не очень эффективным", - отметил И.П. Подласий [5].

С точки зрения изучения иностранного языка вне языковой среды, хорошо организованное и понятное чтение может дать большой психологический эффект - дать студентам ощущение прогресса и успеха в овладении иностранным языком. Это также создает возможность ощутить чтение как реальную речевую деятельность в школе - опосредованное общение, литературу и культуру народа, язык которого приобретают учащиеся. Такое чтение требует более глубокого осмысления, способно внести желаемые изменения в иерархическую структуру мотивационной сферы образовательной деятельности учащихся по овладению иностранным языком, развитию личностных качеств учащихся, ведь чтение "оттачивает интеллект и обостряет чувства" [6]. Успех этой деятельности, в частности, зависит от того, насколько педагогически и методологически обоснованно будут сформулированы функции и задачи обучения иностранному языку и пути их реализации.

Таким образом, при преподавании иностранного языка преподаватель должен развивать познавательный интерес учащихся, выбирать адекватные дидактические задачи и наиболее эффективные методы обучения, большое значение следует придавать подбору учебного материала, используя индивидуальный подход.

Список использованной литературы:

1. Elkonin D.B. The educational environment of the school. – Riga, 2001. – Р. 292.

2. Okon V. Introduction to general didactics. – M.: Higher school, 1990. – Р. 382.

3. Passov E.I. Methods of teaching reading without translation in a foreign language. – Vladimir, 1991. – 187 p.

4. Pidkasistiy P.I. The problems of modern didactics. – M.: Vlados, 1999. – Р. 360.

5. Podlasiy I.P. Pedagogy. In 3 books. Book 2. Theory and technology of teaching. – 2-nd edition – M.: Vlados, 2007. – Р. 575.

6. Rabounski E.S. Differentiation of teaching as a form of organization of educational process // Theory and practice of education in modern world: materials of the II Intern. Scientific Conf. – SPb.: Renome, 2012. – Р. 132–136.



Еркежан Маукенова,

учитель английского языка

КГУ ОШ имени Габидена Мустафина

г.Караганда

12 август 2021 г. 2 260 0

Лента новостей

Уважаемые коллеги!

07 ноябрь 2022 г. 12 460 0

Архив новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930