» » Формирование ценностной системы обучающихся на уроках общественных дисциплин

Формирование ценностной системы обучающихся на уроках общественных дисциплин

В новой реальности внутреннее

стремление к обновлению –

это ключевой принцип нашего развития.

Чтобы выжить – надо измениться.

Тот, кто не сделает этого,

будет занесен тяжелым песком истории.

Н.А.Назарбаев



Вопрос о том, для чего человек живёт на Земле, интересовал многих и многих мыслителей. Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному.
Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие.
Одной из важнейших задач образования всегда было воспитание молодого поколения. Одной из важнейших задач воспитания было и остаётся формирование ценностной системы. Важнейшей задачей социально-гуманитарных дисциплин является духовно-нравственное воспитание современной  молодежи.

Актуальность проблемы обусловлена несколькими причинами:

  • Во-первых, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения
  • Во-вторых, чтобы сформировать культурную компетентность будущего специалиста.
  • В-третьих, чтобы устранить чудовищную пропасть между образованием и воспитанием, возникающую в последние десятилетия.
  • Сегодня даже высшее образование не гарантирует защиту от интеллектуальной, профессиональной и культурной ограниченности.
  • Отсутствие у будущего специалиста или деформация духовно-нравственных ценностей может в скором времени негативно отразится на последствиях его профессиональной деятельности.
  • В трансформирующемся социуме не только происходит структурная смена ценностей, но и качественно меняется их роль в эволюции общества – новые общественные представления индивидов и социальных групп о добре и зле, об одобряемых и осуждаемых нормах поведения способны как удерживать общество в хаосе, так и определять векторы социокультурного развития.
  • Представляется важным выяснить, каков духовный мир современной студенческой молодежи, какими ценностными установками они руководствуютсябыло проведено исследование, посвященное духовно-нравственным ценностям обучающихся колледжа . По предварительным данным была выявлена следующая картина.
  • Процесс формирования ценностей молодого человека начинается задолго до его прихода в среднее специальное учебное заведение, но именно в  Типо   у него есть возможность осмыслить этот процесс и придать ему некую направленность и упорядоченность. Важное место в этом могут и должны играть уроки  общественных  дисциплин. Здесь обучающийся впервые встречается с теоретической основой теории ценностей и смыслов жизни.

    На уроках философии студент пытается понять, какая концепция смысла жизни ему ближе: наслаждение жизнью гедонистов, извлечение из всего пользы утилитаристов или достижение цели жизни любыми средствами как у прагматиков?

    Почему важно направлять обучающихся? Дело в том, что в процессе взаимопроникновения культур распространяются не только позитивные достижения, но и негативные. Поэтому результатом может быть не только взаимообогащение культур, но и их разрушение. Усвоение элементов чужой культуры, приспособление к ней - это процесс, с которым сегодня столкнулось наше общество. Сегодняшние культурологи и историки  считают, что утрата культурного своеобразия приводит цивилизации к гибели.
    В то же время, проблема ценностно-смысловой ориентации обучающихсяслабо освещена в педагогической литературе. А ведь мы, педагоги, имеем возможность управлять процессом. В данной методической разработке обобщён опыт изучения изменений ценностной системы молодёжи в условиях процесса глобализации.
    С чего начать формирование ценностных ориентиров? Конечно же, с диагностики. Основные этапы

  • Условия и время проведения исследования: уроки философии, социологии, политологии,обществознание.

  • я объясняю  обучающимся, что такое социальные и личностные ценности и предупреждает их, что с их помощью  хочу  составить ценностный портрет их группы как закрепление теоретического материала.

  • обучающиеся  методом мозгового штурма перечисляют 30-40 их личных ценностей. Я фиксирую  все названные ценности на доске.
    Первый этап анализа происходит прямо в кабинете: Я выделяю  среди вынесенных на доску ценностей духовные и материальные. При этом уточняется, какой смысл обучающиеся  вкладывали в такие ценности как «работа», «семья», «природа» и некоторые другие, которые могут трактоваться как духовные и материальные одновременно.
    Далее я  прошу  обучающихся  проголосовать за любые три ценности, вынесенные на доску. Каждый голосует только три раза. Количество голосов, отданных за каждую ценность обучающимися группы, фиксируется на доске. Обучающиеся  по большинству голосов определяют три ценности, наиболее значимые для  их группы.
    Исследование ценностных приоритетов обучающихся  нашего колледжа можно считать репрезентативным для малых городов и сельской местности Казахстана  и социального слоя с доходами, приближающимися к средним (ниже среднего показателя по стране) и уровнем образования 9-11 классов (полное среднее). Данные показатели характерны примерно для 60-65% граждан Казахстана  данной возрастной группы.
     Ведущие ценности: которые они выбирали 
    Дружба, семья – входили в ценностный портрет каждой группы, признавались духовными ценностями, а не средством выживания.
    Любовь – часто входит в ценностный портрет девичьих групп (хореографы, дизайнеры одежды ).
    Общение – иногда выступает заменителем дружбы.
    Доброта, гуманизм - включены в ценностные портреты 8 групп.
    Деньги – в двух группах из 6 исследуемых (11%).
    Здоровье – 3%.
    Актуальные ценности:
    Работа – всегда выходила на доску, при этом трактовалась скорее как средство самореализации, а не как способ получения денег. В ведущую тройку ценностей не вошла ни разу.
    Образование – включалось в состав ценностей в 5 группах, при этом ни разу не вошло в ведущую тройку ценностей.
    Отдых – аналогично.
    Собственность –включена в состав ценностей.
     Не являются ценностями:
    право

    свобода

    жизнь

    демократия

    толерантность

    Родина

    патриотизм

Ценности западной цивилизации пока что не приняты молодёжью . В то же время из сознания нового поколения постепенно вымываются такие фундаментальные ценности  цивилизации как доброта, милосердие. Пустота заполняется ценностями – антагонистами. Педагогам есть над чем работать.
Жизнь не осознаётся молодёжью как высшая ценность. Так как дача, машина, любовь для наших детей – это осознаваемые ценности, а жизнь таковой не является, то отсутствие любой из них может привести к отказу и от самой жизни.
Преподавателям же общественных  дисциплин как никому другому можно на своих уроках прививать ценности, традиционные для Казахстана. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества. Актуальность исследований студенчества обусловлена также тем, что в новой социальной структуре казахстанского  общества формируется средний класс, основой которого должны стать образованные, компетентные и грамотные специалисты.На своих занятиях стараюсь не просто донести до сознания обучающихся такие понятия как духовность,культура,этика,нравственность,идеология,а воспитать в них правильное мировоззрение.Если наш обучающийся этичен,воспитан,унего правильные моральные устои, тогда для него на первом месте будут стоять духовные ценности.

  • Безусловно, приоритетная роль в преодолении возникшего кризиса в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи принадлежит социально-общественным  наукам.
  • Студенты, оценивая роль социально-общественных  наук в колледже , отмечают их важность в общекультурном развитии (48%); в приобретении навыков общения и коммуникации (21%); в развитии и самоидентификации личности (21%); в применении полученных знаний в науке, профессии (11%).
  • Можно также  привести одно из пожеланий обучающихся:«Рассматривать социально-общественные  науки такими же важными и обязательными, как и спец. дисциплины».

Главной задачей преподователя  является формирование самостоятельного поискового мышления обучаемого, развитие способности к сравнительному анализу, синтезу, творчеству, умению вступать в дискуссию и формулировать собственную точку зрения по предмету обсуждения.
Сегодня становится очевидным, что именно образование в первую очередь формирует личность  обучающегося  будущего специалиста, готовит его жить в меняющемся мире, в грядущем информационном обществе, учит человека современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения.

В мире немало развитых стран, целенаправленно формирующих у граждан патриотические чувства, уважительное отношение к национальным символам – Флагу, Гербу, Гимну, национальным праздникам. Во многих странах государственные символы используются в качестве источника создания положительного образа государства, являются предметом национальной гордости, служат объектом выражения патриотических чувств и волеизъявления.Для изучения и популяризации государственных символов страны, государственного языка и народных традиций в колледже  проводятся Праздники языков, общеколледжные  линейки «Тiлменiң - байлығым», акции «Это – наш Гимн!», конкурс пословиц, поговорок народов Казахстана, конкурсы стихов о родном языке, сочинений «Роль Конституции в современной жизни», рисунков «Земля моя – мой Казахстан», викторины, конкурсы на «Лучшее оформление уголков и стендов по государственным символам страны», литературные композиции, посвящённые деятельности казахстанских просветителей.
Казахстан – это многонациональное государство, поэтому традиционно в колледже  проведение фестиваля дружбы народов Казахстана «Казахстан - наш общий дом», конференций по Посланию Президента Республики Казахстан, игр знатоков «Судьбы великих людей Казахстана», праздничных программ, приуроченных к государственным праздникам, все эти мероприятия посвящены идеям национального согласия, познанию культуры, изучению традиций казахского народа.
 Использование государственных символов в патриотическом воспитании обучающихся  - важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности обучающихся, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества. Сохранить и приумножить духовные и культурные ценности — вот основная цель работы по программной статье президента «Болашаққабағдар: руханижаңғыру» («Курс в будущее: духовное обновление»).

Обращение, представленное Президентом страны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в первую очередь было адресовано молодежи.Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании.
Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами.
Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только часть нашей духовной культуры.

 Сегодня,         глядя на происходящие  политические, макроэкономические процессы, как никогда важна духовная составляющая. Именно она придает силу, веру, нерушимость и незыблемость всех основ мировых цивилизаций. Благодаря политике государства, достигнуто многое, и для того, чтобы войти в 30-ку развитых стран мира, необходимо преумножать духовное богатство. Президент страны нацеливает нас на сохранение исторического наследия, осознания целостности, идентичности, нерушимости нашего государства, которое создали и отстояли наши предки. И сегодня от каждого из нас требуется вносить посильный вклад в его дальнейшее развитие.

 

Список использованной литературы


Булатова О.С. Искусство современного урока – М., 2007


Веселова Н.Е. Курс «Мой выбор» и проблемы социализации личности. – ж. «Педагогическое обозрение» №1, 2003. Н.Новгород.


Канке В.А. Основы философии - М., 2010.


Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия - М., 2009.


Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика - Кемерово, 2004.

6. статья Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».


Мастер-класс

Влияние духовной жизни общества на духовный мир человека»

Цель урока: проследить влияние духовной жизни общества на формирование духовной культуры человека.

Задачи:

Предметные: развитие умения работать с материалами учебника и СМИ, овладение понятиями «духовная жизнь общества», «духовный мир человека»

Метапредметные: развитие навыка целеполагания, аргументации, умения строить логическое рассуждение, отбирать необходимую информацию в соответствии с поставленными целями, умение обрабатывать информацию, переводить её в различные системы (например, визуальную, в вербальную)

Личностные: формирование активной гражданской позиции, способствовать социализация личности, воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группе.

Ход урока.

Орг. момент.

Здравствуйте, ребята,  Сегодня я проведу в вашей группе  урок обществознание по теме «Влияние духовной жизни общества на духовный мир человека»

Мотивация. Постановка проблемы.

21 век – сложное и динамичное время. Темп жизни настолько велик, что человек должен одновременно успеть выполнить несколько дел, должен уметь быстро реагировать на происходящие в обществе изменения и уметь приспособиться к ним.

На столе перед вами лежат различные предметы (изображение телефона, ноутбука, денег, билеты в театр, книги, билеты в музей). Каждая группа должна выбрать из этих предметов, наиболее важные для вас и обосновать свой выбор.

(Группы выбирают)

Выбрали? А теперь разместите ваши предметы (должны выйти и разместить на виттрине)  на символической витрине «ценностей». Группа филологов, кинокритиков, социологов – обоснуйте свой выбор.

Вы правы, в нашу современную жизнь очень трудно представить без этих вещей. Они делают нашу жизнь удобнее. Но самое главное, что зачастую, они подчеркивают наш статус и служат символом успешности человека. С вашим выбором солидарен и герой фильма «Духless». Вниманием на экран.

(просмотр кинофрагмента). Я, хозяин жизни, жизнь удалась – говорит главный герой, а фильм называется «Духless».

Давайте попытаемся разобраться в этимологии слова Духless? Что такое дух? Что в английском языке означает суффикс less?

Скажите, какие духовные ценности стоят у главного героя на первом месте?

Что повлияло на формирование его духовных ценностей.

Как вы думаете, какую проблему мы будем с вами обсуждать на уроке?

Цель: Вы правы, мы будем говорить на уроке о том, какое влияние оказывает духовная жизнь общества на формирование духовного мира человека. Для того, чтобы решить эту проблему, нам необходимо двигаться строго определённым маршрутом, используя дорожную карту.

На первом этапе пути, мы выясним, какие формы духовной жизни существуют в обществе,

На втором, узнаем, какая из форм духовной жизни оказывает наибольшее влияние на формирование духовного мира человека;

А на заключительном этапе пути, проследим, в чем проявляется это влияние.

Самостоятельная работа со СМИ.

Проблема сохранения культурных традиций в современном обществе стоит очень остро. Каждый день на «рынок» символических ценностей выбрасываются разнообразные произведения искусства, новые политические лозунги, газеты и журналы, телесериалы. На человека неподготовленного к общению с современной культурой, все это может производить впечатление хаоса, в котором легко растеряться. Я предлагаю вам, на первом этапе пути, подробнее разобраться с тем, какие формы духовной жизни существуют в обществе. (сферы общественного сознания) — мораль, право, религия, наука, искусство.

Для этого разбейтесь в группе на пары возьмите на столе тексты  и выполните задание №1., просмотрите внимательно тексты  и скажите, какие формы духовной жизни в них указаны? 

Первая пара, какая форма духовной жизни указана в вашей статье? И т.д.

В какой исторический период религия играла главную роль? Приведите пример.

Приведите пример государства, где партийная идеология главенствовала в обществе?

Второй этап

  • Замечательно вы справились с первым этапом пути. А теперь давайте выясним, какая из перечисленных духовных форм играет в современном обществе ведущую роль?
  • Почему СМИ имеют такую власть?

Вы правы, СМИ называют в современном обществе 4-й властью, но, к сожалению, эта власть часто руководствуется, лишь, коммерческой выгодой при отборе газетных статей, телесериалов, передач, а проблема воспитания духовных ценностей их мало волнует.

Работа в группах. И вот мы с вами плавно перешли на третий этап. Здесь нас уже ждут 3 исследовательские группы. Мы будем использовать метод»Фишбон» Как известно любая проблема начинается с головы. Поэтому помещаем нашу проблему в голову рыбы. На верхних косточках записываются формулировки причин проблемы на нижних факты, потверждающие, что данные причины проблемы существуют. Хвост рыбы вывод.

Вы будете филологи,

Вы -кинокритики,

Вы - социологи.

В течение 5 минут, наши исследователи поработают с источниками информации и выступят с защитой проекта по проблеме.

Филологи, выводы по проблеме « Влияние СМИ на  язык и культуру»

Кинокритики выводы по проблеме «Влияние телевидения на духовный мир человека»

Социологи выводы по проблеме «Влияние СМИ на ценностные ориентиры молодёжи»

Защита проектов.

Я приглашаю выступить представителей группы филологов,

(филологи выступили, !!!!ИТОГ!!!). А ЧТО ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ДУМАЮТ ДРУГИЕ ГРУППЫ

Кинокритиков выступили, !!!!ИТОГ!!!). А ЧТО ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ДУМАЮТ ДРУГИЕ ГРУППЫ

Социологов выступили, !!!!ИТОГ!!!). А ЧТО ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ДУМАЮТ ДРУГИЕ ГРУППЫ

Ребята, давайте вернемся к началу нашего урока и вспомним тему рока. («Влияние духовной жизни общества на духовный мир человека»)

Какими способами общество влияет на духовный мир человека?

Какая из форм духовной жизни играет главную роль в обществе?

Перечислите, какие средства используют СМИ для воздействия на человека?

Итог урока

  • Поделимся впечатлением о нашем уроке .
  • Зачем нам был нужен этот урок?
  • Отследите состояние своей души.
  • Мои достижения на уроке…
  • Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно..

Мне было трудно…

«Выбор»

1. Я считаю, что занятие было

интересным___________________скучным.

2.Я научился

многому_______________________малому.

3. Я думаю, что слушал других

внимательно__________________невнимательно.

4. Я принимал участие в дискуссии

часто_________________________редко.

5. Результатами своей работы на уроке я

доволен______________________не доволен.

 

Внеклассное мероприятие.

Нужны ли морально-этические ценности в XXI веке?


Ход меропрития:

1вед.: -Добрый день! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить на такую животрепещущую тему:» Нужны ли морально-этические ценности в XXI веке?»

2 вед.-Каковы действительные мотивы наших поступков? Какой смысл мы вкладываем в понятия честь, совесть, мораль?- на эти и другие вопросы сегодня и предстоит нам ответить.

1 вед.: Как говорится в стихотворении В.В.Маяковского: «Крошка сын пришел к отцу, и спросила кроха: что такое хорошо?-что такое плохо?»

Так нам предстоит ответить на эти вопросы.

-В нашем зале собрались ребята из разных групп,но всех их объединяет желание понять и разобраться,в чем же заключается причина человеческих поступков?Есть ли грань между общечеловеческими ценностями и конкретными человеческими целями?

Ведущие объясняют правила игры.Формируются две команды по 10 человек,после каждого вопроса выбивает слабый игрок по принципу «Слабое звено».На последнем вопросе остаются самые сильные игроки.Два оставшихся игрока спорят:»Нужны ли морально –этические ценности в XXIвеке?»Оцениваетсяаргументированная,грамотная,эмоциональная речь оратора.

1 вопрос.-Гуманность и милосердие как человеческие качества со временем исчезнут или нет?

-Гуманность как качество- приносит выгоду для человека?

-А что станет с обществом,гдеотсутсвует гуманность?

-В разные времена были разные взгляды на эти качества?

2.В нашем обществе все решают деньги или моральные ценности?

-Как искоренить коррупцию?

Как вы считаете,коррупция,как явление в нашей жизни неистребима?

-А как же такие качества,какталант,способность?

3.Смирение,миролюбие-нужные качества человеку?

-Не боитесь ли вы,что может уничтожится такое качество,как стойкость характера?

-Смирение может привести к такому явлению,как «кто везет на том и едут»?

4.Можно ли закрыть глаза на аморальные поступки любимого человека?

-Вы не боитесь что когда-нибудь ваш близкий человек также аморально поступит и с вами?

-Бесконечная цепь аморальных поступков не привет к появлению вида «получеловек-полуробот»?

5.Эгоизм и альтруизм?Что выбираешь?

-Не боитесь ли вы превратиться в этаких «нарциссов»?

-Альтруизм,как человеческое качество,не породит паразитов,иждивенцев,которые будут пользоваться добротой и терпением альтруистов?

6.Есть ли место Робину Гуду в наше время?

-Не смушает ли вас,что Робин Гуд преступая закон,делает доброе дело?Где проходит черта между добром и злом?

7.Что такое долг и обязанность?

-Мы должны родителям или обязаны им?

-Юноша обязательно должен служить в армии?

8.Что страшнее –экономический или нравственно-культурный кризис?

-Бытие определяет сознание или наоборот,сознание определяет бытие?

Можно ли ставить на одни весы материальные и духовные ценности?

9.Религия или мораль?

-Если исчезнет религия,исчезнет ли мораль?

10.Можно ли построить идеальное общество?

-Можете назвать примеры идеального общества из истории,описанные мыслителями Запада и Востока?

-С чего начинается идеальное общество?С какого правителя?С какого народа?

Тур «байга»-конкурс ораторов.

Обобщение и вывод:

-Давайте будем верить,что можно будет построить такое общество,о котором писали утописты Т.Мор,Т.Компонелла,мечтали Аль-Фараби,Асан-Кайгы,Абай и Магжан.
Автор: Кажмуратова, 
преподаватель общественных  дисциплин колледж культуры им.Аканасерэ


Алмагуль Кажмуратова, 

Преподаватель истории и географии,

преподаватель общественных  дисциплин.

ГККП «Колледж культуры им. Акана серэ, город Кокшетау»

при управлении образования Акмолинской области.

Лента новостей

Уважаемые коллеги!

07 ноябрь 2022 г. 12 111 0

Архив новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031