Учитель и ученик растут вместе
Музыка – как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться.
Важный и необходимый человек в жизни каждого ученика – учитель, чей благородный труд на благо подрастающего поколения.
К профессии учителя с уважением относились во все времена. Наверное, потому, что учитель - это не просто высокообразованный человек, а прежде всего тот, кто умеет передать свои знания другим, объяснить непонятное, найти ключ к способностям каждого ученика.
Я думаю, что учитель – это многоборец. Он не должен быть лишь узким специалистом какого-то одного предмета, направления. Чем шире профиль и чем выше умение учителя применять собственные знания из разных областей на благо своего предмета, тем, я считаю, выше уровень учителя. Он будет интересен детям тогда, когда сможет разговаривать с ними на любую тему.
Я преподаватель по специальности скрипка – это уникальная профессия, и остаётся востребованной, по сей день.
Скрипка – в самом деле, сложный инструмент, требующий музыкальных способностей и умения кропотливо работать. Обучение на скрипке не терпит несерьезного отношения, как со стороны ученика, так и со стороны педагога. Для качественного обучения совершенно необходим профессиональный подход. В первую очередь это касается постановки рук.
Игра на скрипке менее естественна для организма, чем, скажем, игра на фортепиано или на виолончели, поскольку руки во время игры подняты, скрипка поддерживается подбородком – от этого часто происходят зажимы плеч, спины, усталость в руках и прочее. Задача преподавателя приспособить инструмент именно к строению рук каждого учащегося, часто постановка пальцев может разниться в зависимости от их индивидуальной формы.
Таким образом, учиться игре на скрипке нужно сразу правильно и качественно, не жалея времени и внимания на самые мелкие детали постановки. Здесь работает правило «тише едешь – дальше будешь», и многое зависит от знаний педагога.
Основа работы в детской школе искусств – индивидуальное обучение в классе по специальности. Задача педагога – не только научить играть на музыкальном инструменте, но и развить художественное мышление, научить понимать музыку, наслаждаться ею. Обучение в классе по специальности неразрывно связано с воспитанием у ребенка качеств, необходимых для овладения данным видом искусства.
Меня как преподавателя очень радует то, что в наше время высоких технологий есть дети, которым интересен этот инструмент и у них есть стремление и желание научиться играть и исполнять разные по жанру и стилю произведения на этом инструменте, а также родители, которые их увлечение поддерживают. Пусть даже учащиеся, закончив обучение по классу скрипка, не станут профессиональными музыкантами, но они смогут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом, воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.
Приобретая определенные навыки в процессе обучения, учащиеся, приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.
Вот уже более 33 лет я работаю в городе Аксае преподавателем по специальности скрипка и не о чем не жалею, что когда то сделала этот выбор. Выбранная мной профессия заставляет все время двигаться вперед, искать и находить что-то новое, развивать творческие способности.
Ни для кого, не секрет в нашей профессии много трудностей, но только здесь можно получить удовлетворение от проделанной работы, реализовать свой творческий потенциал. Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Нужно пробовать, дерзать, творить и творить.
А еще учителю необходимы такие качества, как выдержка, терпение, дружелюбие. Учитель должен быть хорошим психологом и любить детей.
В заключение хотелось бы сказать следующее. Только счастливый учитель может подарить своему ученику несколько лет ученического счастья. Только добрый учитель может посеять зерна доброты в душах своих учеников. Только творчески работающий учитель может быть образцом и стимулом для творческого саморазвития своих учеников. Поэтому надо быть учителем, которого ждут наши ученики.
Гаппазова Ирина Ароновна,
преподаватель музыкального отделения
по специальности «скрипка».
ГККП «Детская школа искусств»
отдела образования Бурлинского района управления образования
акимата Западной-Казахстанской области» г. Аксай