Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся на уроках истории
Известный русский философ И.А.Ильин, говоря, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное» определил задачу духовно-нравственного воспитания учащихся, как одну из главных приоритетов профессии учителя. Общечеловеческие ценности должны стать основой всех школьных предметных методик.
Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы свободной творческой личности, человека культуры, нравственной, духовной, экологической, эстетической, экономической и других ее сторон.
Основное положение ценностно-ориентированного образования касается педагогических технологий. Идея заключается в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. И здесь основная задача педагога – общение, взаимопонимание с учениками. Задачей воспитания в духе общечеловеческих ценностей является формирование соответствующей направленности личности
В процессе формирования у детей общечеловеческих ориентаций «исключительно важная роль принадлежит эмпатии - доверительной, искренней, доброжелательной атмосфере, задача создания которой должна стать первоочередной для преподавателя».
Успех учителя в формировании общечеловеческих ценностей у школьников зависит от ряда факторов. Основными, на наш взгляд, являются следующие:
1) наличие таких качеств у самого учителя;
2) цели и задачи воспитательного характера, которые он ставит на каждом уроке;
3) квалифицированный анализ учебных занятий с точки зрения формирования у учащихся общечеловеческих ориентаций.
Личность учителя играет важнейшую роль в процессе обучения и воспитания. П.Ф. Каптеров отмечал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Добро, благородство, справедливость, сплоченность, бескорыстие – это лишь некоторые составляющие системы нравственных ценностей учителя. В педагогической деятельности эти ценности в той или иной мере способствуют созиданию духовной культуры на межличностном и личностно-коллективном уровнях.
Учебные предметы "Всемирная история ", «История Казахстана» обладают широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников.
Задача истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым им духовные ценности.
Исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание учеников. Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но, ни в коем случае не навязывающей свои ценности.
Воспитательные задачи урока можно свести к следующим:
научить определять суть и содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха, (что есть добро и зло и как менялись представления о них в разные периоды истории человечества; какие эпохи двигались в сторону нравственного прогресса, а какие склонялись к материальным ценностям; какие цивилизации не выдержали испытание временем и почему их ценности оказались слабее других цивилизаций и т.д.);
взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни, согласной с идеалами), в равной степени показывая и злой опыт истории:
способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся.
Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.
При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений сталинизма, возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя при этом - "перенести" школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания. Недопустимо и снисходительно - ироничное отношение к историческому материалу, что может принести учителю легкую популярность, но не способствует воспитанию историей. Сопереживание и сострадание человеку прошлого - вот что необходимо на уроке.
Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа.
Работа над рефератами о жизни замечательных людей обогатила школьников новыми знаниями, продемонстрировала, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках.
Уроки где используются материалы по истории родного края особенно важены для нравственного воспитания детей, так как именно на нём школьники ощущают причастность наших земляков к развитию страны, узнают об их вкладе в процветание Отечества.
Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.
Работа на уроках с текстами исторических документов позволяет ученикам самим оценивать те или иные исторические события. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, ребята одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Урок я организую таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. Благодаря таким ценностно-проблемным ситуациям у ребёнка активизируется познавательная деятельность. Но оценивать действия кого-либо спустя сотни лет куда проще, нежели принять решение в то время. Поэтому я обычно предлагаю детям "перенестись" назад и предложить своё развитие событий, конечно, прошу как можно полнее объяснить их точку зрения.
Настоящее воспитание историей, на мой взгляд, заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себе исторические роли. Хочется подчеркнуть, что само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой - войти в круг тех, кто эти роли оценивает
Учебные предметы "История Казахстана", «Всемирная история» имеют широкие возможности для нравственного воспитания. Необходимо наиболее полно реализовать их, постоянно заострять внимание детей на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём.
Роза Битаева,
заместитель директора по ВР, учитель истории
Назарбаев Интеллектуальной
школы г. Талдыкорган