Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы
В настоящее время создаются новые технологии в образовании, построенные на исследовательском поиске ребенка, находящегося в процессе обучения. Как же достичь качества образования? Формирование важных предметных компетенций, качество образования во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий; от создания на уроках ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Важной частью этих технологий являются
Информационно - коммуникационные технологии. Я уверена в том, что ИКТ, применяемые на уроках русского языка и литературы, развивают интерес к обучению, помогают эффективно организовывать самостоятельную и групповую работу учащихся, совершенствуют практические навыки и умения, развивают интеллект школьников, в конце концов, делают урок современным.
Б. Брехт говорил: «Кто имеет информацию, тот правит миром».
Для разрешения трудных проблемных ситуаций необходима технология эвристической деятельности, которая может носить и практический, и теоретический, и познавательный характер. С приходом в школы такого нового технического средства как компьютер и интерактивного оборудования появилась отличная возможность использовать в обучении компьютерные технологии, в том числе и для развития коммуникативной компетенции.
На уроках литературы и русского языка я применяю следующие действенные методы и приемы:
- неординарное начало урока (эпиграф, загадка, музыкальная заставка, романс, видеофрагмент, слайд презентации с позитивным рисунком, создающим положительный настрой на работу и др.);
- организация и решение проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. Например, на практическом уроке, который построен на основе диалога с автором произведения, критиками, читателями, литературоведами по теме «И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети», решается проблемный вопрос о нигилизме. Рассуждение начинается с беседы об образе Базарова и как могут влиять убеждения на судьбы людей. Для самых активных участников беседы стремленит решить проблему – стимул обращения к иным (книжным и электронным) источникам информации по проблеме, выходу в информационное пространство с целью поиска аргументов и доказательств, к расширению и углублению проблемы, к исследовательской деятельности;
- использование видеоматериалов и других компьютерных возможностей (создание презентации, составление видеороликов, иллюстрирование информационного и учебного материала), сообщения, рефераты, доклады;
- применение на занятиях схем, опорных конспектов, таблиц, которые являются хорошими помощниками при изучении нового материала;
- организация групповой деятельности (работа в парах, групповая работа
постоянного и сменного состава). Так на уроках при изучении рассказов Василия Шукшина ставим цель: выявление идейно-тематического своеобразия произведения, использование художественных особенностей просторечия в языке При изучении пьесы А. М. Горького «На дне» выясняем, как взаимосвязаны речевая характеристика с жизненной позицией героев через афоризмы, оценочные реплики;
- использование интерактивных форм обучения или их элементов: «Брейн-ринг»,
«Мозговой штурм», «Интервью с различными персонажами» метод проектов, который становится наиболее популярным в современном образовании. Например, для создания информационного проекта учащиеся собирают информацию о заданном объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления в классе для обсуждения. Например, «Русские имена», «SMS как современный речевой жанр», «Из истории русской письменности», «О происхождении слов» и др.
В систему уроков по русскому языку и литературе, развитию речи включаю элементы индивидуального и группового поиска знаний. Эти моменты стимулируют речевую активность учеников, позволяют им научиться строить связные ответы, ощутить значимость самостоятельного открытия, дают возможность выбора дальнейшего пути исследования.
Одним из первоочередных направлений работы с учащимися является организация исследовательской деятельности, главная цель которой – активизировать обучение, придав ему творческий характер, предоставить учащимся возможность быть инициаторами в организации познавательной деятельности. Исследовательская деятельность мотивируется как одна из образовательных технологий, как средство комплексного решения задач воспитания, образования и развития личности в современном обществе. Такая работа в плане исследований позволяет выстроить систему отношений без конфликтных моментов, вместе с ребятами заново переживать творческий подъём, превратить образовательный процесс из скучной рутины в результативную творческую деятельность.
Для того чтобы успешно реализовать исследовательскую деятельность на уроках, необходимо тщательно обдумывать формы занятий. Ведь в запасе они могут быть различными: творческий урок-отчет, урок-защита, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок «Я герой», «Мой поэт», «Мой герой», урок-конференция, урок- круглый стол и т. д. На уроках русского языка исследования ещё более увлекательны. Интересны состояние современного языка, процессы, которые в нем происходят.
Компьютерная лексика и жаргон на страницах молодежных изданий, использование латинских символов в русской графике, необходимый набор деловой или так называемой бизнес-лексики, метафора в зеркале политики – все это увлекает учащихся старших классов.
Большая работа в этом направлении ведётся и с одарённым обучающимися.
- творческие мастерские;
- групповые и факультативные занятия;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам.
На сегодняшний день учитель должен уметь подготовить урок с использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) . Урок должен быть изобразительным, в меру насыщенным информацией, интерактивным, экономить время детей и учителя, позволять ученику работать в своем темпе, а учителю работать дифференцированно, давать возможность действенного контроля и оценки работы учащегося. Для того чтобы результативно использовать ИКТ в образовательном процессе, не обязательны программные средства, для которых нужна специальная и длительная подготовка, можно использовать электронные ресурсы, доступные широкому кругу пользователей. Главное, чтобы они могли помочь
- при проведении подготовки занятий и систематизации методического материала для учителя;
- в полной мере усваивать новый материал и овладевать новыми технологиями для обучающегося;
- организовать совместное участие учителей с учениками в образовательном процессе.
Основные направления использования компьютерных технологий в изучении предметов гуманитарного цикла:
- применение мультимедийных технологий как иллюстративного средства;
- использование компьютера для учителей и учащихся как средство самообразования;
- компьютерное моделирование.
Главной целью использования мультимедиа технологий на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного материала через ассоциативно-образное восприятие, усиление его эмоционального влияния; способствовать духовному становлению личности. Наиболее важными достоинствами компьютера являются:
интерактивность, то есть взаимодействие обучающегося с компьютером (диалоговое обучение) ;
мультимедийность, то есть, возможность соединять тексты, изображения,графику, видео, воспроизводить звук и музыку. Если в комплексе используется устная и видеоинформация, то эффект восприятия и понимания возрастает.
Мультимедийность помогает облегчить процесс запоминания, делает урок динамичным, позволяет создать иллюзию соприсутствия, сопереживания.
Работа по созданию информативного сопровождения (это может быть стихотворение) начинается с индивидуальной или групповой работы учащихся: поиск информации через всемирную сеть. Задача одновременно и проста, и сложна.
Имея на руках текст (стихотворение), школьники находят ключевые слова, понятия, образы, картины, события. Данный этап работы с текстом – это обеспечение себе маршрута для выполнения следующего шага: поиска этих слов, понятий, образов и событий в сети Интернет в виде фото, анимации, картинок. Когда материал (видеоизображения) отобран, предстоит его логически верно выстроить, придумать плавные переходы, подобрать музыку, наложить на презентацию, проанализировать результат. Восприятие поэзии, поддержанной средствами ИКТ, существенно изменяется. Речевые возможности дополняются зрительными, акустическими.
Данная работа, вернее, её результат, происходит в обстановке затемнения, необходимого для демонстрации презентации, и именно это предполагае достижение высшей степени сопереживания.
В учебном процессе играют большую роль, созданные учителем и учащимися различные материалы печатного варианта с помощь программ Ms Office. Электронная форма представления образовательной информации является удобной альтернативой традиционным бумажным учебным материалам: справочникам, учебникам, пособиям, журналам и т. д. Главные преимущества данной формы представления учебной информации для работы-компактность, большие выразительные способности в представлении учебного материала, взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, совместное решение проблем, моделирование ситуаций, реальная атмосфера делового сотрудничества (интерактивность) . Программы Ms Office дают возможность учителю подготовить учебно-методическую документацию, соответствующую высоким эстетическим требованиям, применять раздаточный материал на уроках, выполнять практические задания по предмету, развивая творческий потенциал и самодостаточность школьников. Всем известно, насколько дети любят рисовать и моделировать. Необходимо использовать эту любознательность учеников для формирования устойчивого интереса к своему предмету.
Компьютер - техническое средство обучения, он может расширить возможности учителя, стать связывающим звеном учителя с каждым учеником. Но используя информационно-коммуникативные технологии на своих уроках, педагог должен искать такие способы преподавания, которые бы сделали ребенка активным лицом. Рено Декарт говорил: «Мало иметь хороший ум. Главное его применить». Разработка методики комплексного применения новых информационных средств в школе - это новое направление в образовании. Поэтому необходимо разрабатывать новые приёмы использования мультимедиа-технологий, а также дополнять имеющиеся модели таких методик.
Следует отметить, что, делая выбор в пользу применения новых средств обучения, наилучших результатов можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при правильном и грамотном управлении учителем, который должен постоянно совершенствоваться.