Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Калиева Жумагуль Абдуалиевна,
город Тараз,
учитель русского языка и литературы
Специальная школа-интернат №1 «Өркен»
Краткосрочный план
Ф.И.О. учителя | Калиева Ж.А. |
Класс: 6 «А» | Присутствовали: Отсутствовали: |
Раздел | Слово. Имя существительное. |
Дата: 21.01.2025г. | |
Тема урока | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
Цели урока по учебной программе | 6.4.2.15 различать части речи по вопросам и значению; 6.4.2.16 выделять имена существительные из предложения и текста; Различать одушевлённые и неодушевлённые существительные; |
Цели урока | Познакомить учащихся с понятиями одушевлённых и неодушевлённых существительных, формировать умение ставить вопросы к именам существительным и распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Формировать умение ставить вопросы к именам существительным; способствовать развитию мышления, памяти, внимания; воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи. |
Оборудование | Картинки, таблица, раздаточные материалы, учебник |
Ход урока
Этап урока / время |
Действие учителя |
Действие ученика | Оц- е | Ресурсы |
1.Организационный этап (цели и задачи урока) | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности - Сегодня у нас необычный урок. Как вы видите к нам пришли гости, давайте поприветствуем их. - А теперь посмотрите друг другу и Улыбнитесь. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.- Хорошо! | Ученики приветствуют гостей. | ||
2.Актуализация ранее полученных знаний | Опрос домашнего задания. Повторение об имени существительном. Картинки появляются на доске. 1. К какой части речи относятся эти слова? (Это имена существительные). - Правильно, это имена существительные. 2. Что обозначают имена существительные? (Предметы.) 3. На какие вопросы они отвечают? (Кто? , Что?) | Ответы учеников. 1.Имена существительные. 2.Предметы. 3. Кто? Что? | ||
3.Этап усвоения новых знаний | Создание проблемной ситуации. - Ребята, посмотрите , пожалуйста, на доску. По какому признаку можно сгруппировать эти картинки? (КТО? ЧТО?) Существительные можно сгруппировать следующим образом : существительные, отвечающие на вопрос кто?, и существительные, отвечающие на вопрос что?. - Ребята, какие существительные отвечают на вопрос кто? ( существительные, которые обозначают названия людей, животных, у них есть душа, их иначе можно назвать одушевленными.) - Какие существительные отвечают на вопрос что? - Все остальные имена существительные, которые обозначают предметы у которых нет души. Сделаем вывод: Одушевленные имена существительные обозначают людей, животных, отвечают на вопрос кто?, а все остальные существительные – неодушевленные, отвечают на вопрос что? формулируем тему нашего урока «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» - Поставим задачи к нашему уроку. «Продолжи предложение» научиться различать…. (одушевленные и неодушевленные имена существительные) - узнать больше об… (одушевленных и неодуш сущ.ных) - работать … (активно, дружно и быстро) - Для этого обратимся к правилам. Работа у доски с наглядностями. Задание: Распределите на 2 группы: одушевлённые и неодушевленные. Вывод: Одушевленные имена существительные обозначают названия живых предметов и отвечают на вопросы кто? Неодушевленные имена существительные обозначают названия неживых предметов и отвечают на вопрос что? 1.Письменная работа. Работа по учебнику. Открыли тетради. Записываем сегодняшнее число. Работать будем по отдельным заданиям. 1-2 ур. - Упражнение 247, стр.100 2.Индивидуальные задания для учеников 3 уровня (Кто быстрее справится ) | Ответы учеников. 1.Существительные, отвечающие на вопрос кто? 2. Существительные отвечающие на вопрос что? Ученики выходят к доске и распределяют существительные на 2 группы. Записывают число, классную работу и тему урока. Выполняют упражнение у доски. Индивидуальное задание ученикам 3 уровня. Выполняют работу по картинкам. | КТО? ЧТО? | |
4. Этап развития умений и навыков на основе полученных знаний (упражнения) | Групповая работа: Упражнение 248, стр.100 Задание: Как настоящие волшебники, изменив всего одну букву мы превратим неодушевлённые существительные в одушевленные. Кто может придумать свою пару слов? Коса - коза сода – сова банан - баран котёл –козёл капля – цапля миска -киска мак - рак корка - норка сук – жук майка - зайка венок - щенок корона - корова палка - галка высь - рысь | Заменяют одну букву, чтобы получилось новое слово, которое отвечает на вопрос кто? | Учебник | |
5. Физминутка | А теперь немножко поиграем. Будьте внимательны! Игра: Найдите «лишнее» слово. Подчеркните его. Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода. Гнездо, птица, комар, собака, бабочка. Дом, берёза, машина, мальчик, цветок. Ученик, ученица, школа, директор, школьник - Молодцы. Отлично справились с заданием. | Читают, находят лишнее слово и подчёркивают. 2-3 уровни повторяют, называют слова –предметы. | Наглядность | |
6.Задание на дом | Упр.251, стр. 101 Прочитай текст. Найди в тексте одушевлённые и неодушевлённые существительные. Запиши. Дополни названиями других животных, которые водятся в нашей стране. | 3. Выполняют упражнение с помощью взрослых. |
учебник | |
7.Этап подведения итогов | Итог урока: - Давайте подведём итоги. Что вы знаете об имени существительном? Имя существительное - часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? или что? Одушевленные имена существительные обозначают людей, животных, отвечают на вопрос кто?, а все остальные существительные – неодушевленные, отвечают на вопрос что? Рефлексия Оцените свою работу на уроке самостоятельно с помощью «Светофора»: зелёный - всё понятно, жёлтый - есть затруднения, красный - много непонятного. Кому был понятен урок поднимите зелёный, а если были затруднения – жёлтый, ...... | Ученики повторяют и закрепляют правила. 2-3 уровни отвечают по картинкам. Каждый ученик оценивают свою работу на уроке самостоятельно |
Картинки, таблица | |
Оценивание | Выставление оценок - Вы довольны своей работой? |