Активизация словаря детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
Анализ программ воспитания детей в дошкольных учебных заведениях «От рождения до школы» [1], «Детство» [3] выявил, что современная дошкольная педагогика предъявляет достаточно высокие требования к качеству речи детей. Каждый возрастной период важен для активизации словаря. В среднем дошкольном возрасте ребенок может иметь в активном словаре 2000 – 2500 слов; уметь самостоятельно подбирать антонимы, синонимы, сравнения и образовывать родственные слова.
Особенностью словарной работы с детьми среднего дошкольного возраста является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта. И осуществляется эта работа на дидактических и музыкальных занятиях, а также во время всех режимных моментах в группе (во время приема пищи, умывания, на прогулке и т. п). Развивая словарный запас, педагоги прежде всего учат детей понимать и активно использовать в речи слова, обозначающие действия, слова, обозначающие признаки и свойства предметов и действий, а также связи и отношения между ними.
Игра - это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Одним из видов детских игр является дидактическая игра. Первая особенность дидактических игр заключается в том, что они своим содержанием осуществляющих обучение, несут в себе обучающие задачи, решение которых происходит средствами активной, увлекательной для детей игровой деятельности. Второй особенностью дидактических игр является насыщенность обучения эмоционально-познавательным содержанием, что соответствует самой природе ребенка. И, наконец дидактическая игра позволяет проводить учебные занятия с небольшими группами детей, даже с одним ребенком.
Дидактическая игра является стимулятором речевой активности, она заставляет говорить даже молчаливых и застенчивых детей. Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. В.И. Яшина и М.М. Алексеева отмечали, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач воспитания и обучения детей [5].
Дидактические игры, входят в состав каждого занятия по развитию речи, а также используются для активизации словаря детей среднего дошкольного возраста.
Требования к игре: каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания; в дидактической игре обязательно наличие увлекательных задач, решения которых требуют умственного усилия, преодоление трудностей; дидактизм в игре должен сочетаться с заинтересованностью, жестом, юмором; игра должна соответствовать возрастным возможностям детей.
Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и интересной форме. Существует классификация дидактических игр по характеру материала: игры с предметами, настольно – печатные, словесные [2].
Игры с предметами, игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения. Дети знакомятся со свойствами и признаками предметов и игрушек, сравнивают, классифицируют их. В старшей группе воспитатель может использовать игрушку для привлечения внимания детей. Например, к детям на занятие приходит Буратино, воспитатель предлагает детям рассказать в чем он одет, какого цвета у него волосы, глаза и т.д. Детям среднего дошкольного возраста для активизации словаря предлагаются такие дидактические игры с предметами: «Одень куклу», «Не ошибись», «Похож-не похож», «Чья одежда», «Что изменилось», «Для чего нужен предмет», «Волшебная котомка» и др.
Настольно-печатные игры предусматривают действия не с предметами, а с их изображениями. Эти игры сориентированы на решении таких игровых задач: подборка карточек по сходству (некоторые виды лото, парные картинки), составление целого из частей (разрезные картинки, кубики). Благодаря таким действиям дети уточняют свои представления: о синонимах и антонимах, животных, цветах и формах, по всем лексическим темам. С детьми среднего дошкольного возраста могут использоваться такие настольно-печатные игры: «Цветные дорожки», «Построй домик», «Волшебный цветок», «Сложи из частей», «Домино – животные» и др.
Словесные игры словесные игры являются сложными для дошкольников. В среднем дошкольном возрасте эти игры направлены на развитие связной и диалогической речи, уточнение и закрепление словарного запаса. Для активизации словаря детей среднего дошкольного возраста могут быть использованы такие словесные дидактические игры: «Съедобное – несъедобное», «Скажи ласково», «Бывает – не бывает», «Скажи наоборот», «Отгадай чей голосок».
Таким образом, исходя из выше сказанного, можно отметить, что ведущей деятельностью дошкольника является игра и общение. В процессе дидактических игр ребенок не замечает учебного процесса, легко запоминает новые слова, описывает свои действия, что значительно улучшает усвоение речи и активизирует словарный запас. Констатируем, игровая деятельность и речь взаимосвязаны между собой, используя их в комплексе можно получить высокий уровень речевых достижений.
Список литературы
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы ФГОС». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 98 с.
Гризик Т.И. В мире слов. Пособие по изучению и развитию словаря детей 5-6 лет. - М.: Просвещение, 2006. – 38 с.
Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Развернутое перспективное планирование по программе Детство. Старшая группа. - Волгоград, Учитель, 2010. - 108 с.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]: сайт. – URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
Яшина В.И., Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. - М.: Просвещение, 2014. – 123 с.
КГКП Ясли сад воспитатель
Павлодарская область, город Павлодар