Что за прелесть эти сказки!
Исраилова Сайёра Абдивалиевна
№ 81 Ұлықбек атындағы жалпы орта мектебі
Орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі
Түркістан облысы, Сайрам ауданы
Раздел: ІІ.
| Семья | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема | Что за прелесть эти сказки! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Школа | СШ №81 имени " Улугбека" | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель Ф.И.О | Исраилова Сайёра Абдивалиевна учитель русского языка и литературы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | 5 «А» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | 5.Ч1.понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова и словосочетания. 5.Ч3.формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них. 5.П2.излагать основное содержание текста на основе прослушенного, прочитанного и/или аудиовизуального материала | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока | Все учащиеся смогут: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Большинство учащихся смогут: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Некоторые учащиеся смогут: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Языковая цель | Учащиеся могут:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предыдущее обучение | понимают ключевую информацию в простом, коротком тексте, содержащем незнакомые слова формулировать вопросы к прочитанному тексту и делать выводы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемое время | Запланированная деятельность (впишите свои задания, вместо изложенных ниже) | Ресурсы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало 7 мин
| Приветствие учащихся. Утренний круг «Подари другу красивое слово». Следует придумать слово-описание о друге: друг добры, друг весёлый и т.д. Деление на группы. Метод «Пазл». Учащиеся собирают пазлы. Рассмотрите картинки. Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить? ( о сказках) Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно»! | Учебник для 5 класса, картинки, класстер, карточки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина 33 мин
Задание повышенной сложности
| Упражнение 159, страница 82. Прочитайте текст. Сказка – это вид устного народного творчества. Как пословицы, поговорки, загадки, сказки появились очень давно. «Сказка» от слова «сказывать», «рассказывать». Сказки бывают разные: о животных, которые очень похожи на людей, – хитрая лиса, трусливый заяц, глупый и жадный волк. Есть сказки, в которых рассказывается о бедных и богатых, о том, как простые люди оказываются умнее богатых. В таких сказках высмеиваются недостатки людей: глупость или жадность, жестокость или трусость. Они называются бытовыми. В волшебных сказках рассказывается о подвигах и приключениях героев, которые пользуются коврами-самолётами, шапками-невидимками, добывают «живую и мёртвую воду», побеждают Змея-Горыныча и т. д. Авторов многих сказок мы не знаем. Их сочинил народ. Такие сказки называются народными. Но есть сказки, авторы которых известны. Например, «Сказку о рыбаке и рыбке» сочинил А. С. Пушкин, «Аленький цветочек» – С. Аксаков, «Старик-годовик» – В. И. Даль. Это литературные сказки, но очень часто в их основе лежат народные. Наряду с небольшими сказками писатели создают сказочные повести. Это «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Рони – дочь разбойника» А. Линдгрен, «Снежная королева» Х. К. Андерсена. А знаете, чем все сказки, даже очень разные, похожи друг на друга? В любой сказке обязательно побеждает добро. Работа в группах.
Упражнение 160, страница 84. Дополните кластер.
Упражнение 161, страница 84. Послушайте болгарскую народную сказку. Сказка о бочке Жил-был старик. Вот настал его последний час. Позвал он своих пятерых сыновей и говорит: – Знайте, дети мои, я скоро помру. Но перед смертью рас скажу вам притчу. Слушайте хорошенько, а потом растолкуйте её мне. Смотрят сыновья на отца, а старик оглядел их всех и начал: – Рос в лесу дуб. Большое было дерево. С его толстых ветвей жёлуди дождём падали. Корни его глубоко вросли в землю – соки из неё сосали. Трепала-трепала его буря, да ничего с ним поделать не могла. Но вот пришёл в лес дровосек, примерился к дубу, засучил рукава – и давай рубить. К вечеру повалил дерево на землю, ветки обрубил, а ствол приволок к себе в плотницкую – там распилил ствол на тонкие полоски. Осенью пришёл в плотницкую бочар, свалил доски на телегу и увёз. У себя в мастерской бочар сделал из досок клёпки, набил на них обручи, сколотил донья и смастерил большую бочку. В ту бочку он каждую осень наливал молодое пенистое вино, а потом продавал его крестьянам, что справляли свадьбу, крестины или поминки. Так было, пока бочка оставалась целой... Но вот один обруч сломался, и клёпки разошлись. Вино вытекло, бочка рассохлась. Пока бочар собирался набить на неё новый обруч, клепки совсем рассыпались. Ребятишки растащили обручи, стали их катать по улицам, а хозяйка сожгла в печи клёпки и донья. Хороша была бочка, да не стало её! Ну-ка, растолкуйте мне эту притчу. Задумались пятеро братьев. Думали-думали, не смогли рас толковать отцову притчу. Тут старик покачал головой и говорит: – Молоды вы ещё, вот и не догадываетесь. Ну так я сам её растолкую, а вы слушайте... Лес, где растут большие деревья, – это наша держава. Она вечная. Деревьям её – народу – вовеки не будет конца. Бочка – это семья; клёпки – это все мы, родичи; обручи – согласие, а вино – радость, счастливая жизнь. Пока в семье согласие – она живёт счастливо. А тот дом, где согласия нет, лучше ему в огне сгореть!.. Берегите обручи, дети мои! Старший сын поцеловал руку стари ка отца и говорит: – Благодарим тебя, батюшка, за мудрый совет. Не забудем его, пока живы. * Карточка-информатор настал – наступил притча – нақыл, өсиет әңгіме жёлудь – плод дуба бочар – мастер по изготовлению бочек обруч – шеңбер клёпки – бөшкенің қалақ бөлшегі донья – здесь : дно держава – государство согласие – береке-бірлік совет – кеңес
Метод «Ролевая игра». Инсценировка сказки «Сказка о бочке».
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец 5 мин
| Укажите верные (В) или неверные (Н) ответы (карточки). 1) Глагол – это самостоятельная часть речи. 2) Глагол отвечает на вопросы что делать? и что сделать? 3) Глагол обозначает предмет. 4) Глагол обозначает действие предмета. 5) В предложении глагол, как правило, бывает сказуемым. Дополните синквейн к слову сказка. 1. Сказка. 2. … . 3. Прочитать, рассказать, слушать. 4. … . 5. … . Домашнее задание: Подготовьте по выбору пересказ одной из прочитанных вами сказок. |